Цезуры в литературной и музыкальной речи

8.3 Цезуры в литературной и музыкальной речи.

Характер цезур в вокальной речи, совпадение или несовпадение их с тем
или иным видом цезур в литературном тексте имеет большое выразительное
значение. По отношению к строению текста музыкальные цезуры можно
подразделить на три вида:

  • 1) рифмические (стиховые), – соответствующие окончанию стихотворной строки (прочтение поэтического текста по принципу стиха);
  • 2) синтаксические, – соответствующие смысловым, т.е. синтаксическим отрезкам, отделяемым знаками препинания (прочтение поэтического текста по принципу прозы);
  • 3) асинтаксические, – не связанные ни с окончанием стиха, ни с синтаксическими отрезками (хотя и могущие совпадать с ними), возникающие главным образом в связи с музыкально-выразительными задачами.

При вокализации поэтического текста преобладает тенденция к
соблюдению рифмических цезур. Интонационная каденция в конце стиха
подчеркивается ритмическим торможением, остановкой движения, паузой.
Синтаксические цезуры в стихе, не совпадающие с окончанием строки, а также
синтаксическое слияние двух строк в этом случае остаются без внимания.

Боже, жизнь возьми

1

 

Внимание композитора к синтаксической стороне текста влечет за собой
появление синтаксических цезур, раскрепощает мелодию от однообразия
рифмических цезур, приближая ее к живой речи.
Э. Шеве. Спросит Господь тебя

2

В следующем предложении вышеприведенного произведения цезуры могли бы
лишь помешать напряженности высказывания и нарушить цельность эпизода.
Э. Шеве. Спросит Господь тебя

3

Асинтаксические цезуры могут возникнуть, когда композитор желает
выделить какое-либо слово. В следующем примере акцентированные октавные
унисоны, прерываемые цезурами (паузами), выделяющими каждое слово,
подчеркивают мощь, величие образа.
В. Крейман. О Ты, пространством бесконечный

4

Асинтаксические цезуры могут возникать и без непосредственной связи с
выразительностью данного места. Цезура возникающая в начале в связи с
текстом, может сохраниться в аналогичных местах при повторении
музыкальной темы с иным текстом – независимо от синтаксиса.
Э. Шеве. Спросит Господь тебя

5

Вход / Регистрация временно отключены.