Отражение литературного текста в музыке

8.2 Отражение литературного текста в музыке.

Передача слов в музыке может быть речитативной или кантиленной.

Для речитатива типично отсутствие распева слогов текста. Музыкальные
интонации речитатива приближаются к речевым, совпадая с последними по
ритму и общей звуковысотной направленности.

Интонационно-выразительному речитативу, основанному на интонациях
живой речи, исторически предшествовали речитативы, построенные на
условных интонациях – либо декламационно-ораторских, либо произносящих
текст преимущественно на одном и том же звуке.

В речитативах структурные закономерности музыки тесно связаны со
структурой речи, и форма их всецело зависит от структуры текста.

Кантилена представляет собой передачу текста в обобщенно-песенной
мелодии, в которой речевые интонации играют значительно меньшую роль, чем
в речитативе. Слоги текста в кантилене обычно распеваются, т.е. некоторым из
них соответствует несколько звуков мелодии.

Здесь чисто музыкальные закономерности выступают на первый план и
определяют форму построения.

В вокальной мелодии возможно также смешение речитативности и
кантиленности.

В произведениях на стихотворные тексты музыкальный метр и ритм так
или иначе отражает метрическую организацию слова. Простейшие правила
воплощения стихотворения в музыку предусматривают совпадение
акцентируемых (ударных) слогов с метрическими музыкальными акцентами
(правило просодии), а также точное соответствие музыкального метра
поэтическому: выбор двухдольных метров для хорея и ямба, трехдольных для
дактиля, амфибрахия и анапеста. Длительность слога приравнивается к
определенной музыкальной длительности. Такой прием на большом
протяжении времени производит впечатление однообразия и монотонности,
если не продиктован определенными музыкальными задачами.

Разнообразие обычно вносится средствами музыкального ритма. Зачастую
в музыке появляется «встречный ритм» (самостоятельный ритмический
рисунок в музыке по сравнению со словесным ритмом).

Как в поэтической, так и в прозаической речи, помимо ударений внутри
слов, возникают еще и фразовые ударения, выделяющие наиболее важные по
смыслу слова. При вокализации текста фразовые (логические) ударения
подчеркиваются средствами метроритма и звуковысотности. В случаях
отступлений от этого принципа, которые не редки, на долю исполнительской
фразировки ложится «исправление ошибки».

Не менее важным является вопрос о соотношении музыки с содержанием
текста. Музыка вокального произведения может как бы «следовать» за текстом,
отражая каждую деталь, каждую смену настроения текста.

Возможно и другое соотношение музыки и текста, при котором в музыке
обобщенно отражается характер содержания всего текста в целом, без
фиксирования внимания на деталях.

Наконец, встречаются случаи, когда музыкальный образ вступает в
противоречие с содержанием текста.

Вход / Регистрация временно отключены.