Структурные элементы литературного текста

В вокальных произведениях большое значение, часто определяющее
закономерности формообразования, приобретает характер соотношения
литературного текста и музыки.

8.1 Структурные элементы литературного текста.

Литературный текст вокального произведения может быть представлен как
в стихотворной форме, так и в прозаической. Основное отличие стиха от прозы
проявляется, прежде всего, в особой ритмической организации. В стихе, как и в
музыке, есть метр, есть регулярность ударений.

В русской поэзии во второй половине XVIII века установилось силлабо-
тоническое стихосложение. Наименьшая единица членения стихотворной речи
в силлабо-тоническом стихосложении называется стопой. Она представляет
собой сочетание ударного и безударных слогов. Число стоп в строке определяет
размер стиха. Графически стопа изображается с помощью схемы, где «–» –
ударный слог, а «U » – безударный.

Более крупные единицы, на которые дробится стихотворная речь – стихи
(стих равен строке). Группа стихов, объединенных определенным типом
рифмы, образует строфу.

Основных размеров русской силлабо-тонической системы стихосложения –пять:

Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге. Схема: –U.
Слава, слава Богу в вышних
– U       – U  – U       –     U

Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге. Схема: U–.
О малый город Вифлеем
U   –   U    –   U     –   U    –

Дактиль – трехсложная стопа с ударением на первом слоге. Схема: –UU .
Ныне все верные в мире ликуют
–  U  U    –   U  U     –  U   U – U

Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге. Схема: U–U .
О детки, идите, идите скорей
U   –   U   U – U   U – U       U –

Анапест – трехсложная стопа с ударением на последнем слоге. Схема: U U–.
Во грехах бесконечных
U     U   –   U     U    –  U

При многосложных словах метрически ударный слог стопы может
оказаться фактически безударным. При этом стопа хорея или ямба
преобразуется в пиррихий (двусложная стопа из двух безударных слогов):

Радость, радость непрестанно
–    U       –   U     U    U   –    U

Иногда в стопе может быть два ударения подряд, в результате появления
ударного слога на слабом месте стихотворного метра. Стопа хорея или ямба
преобразуется в этом случае в спондей.

Рифмой называют одинаковые или похожие созвучия в конце строк. В
русской поэзии наиболее распространены смежная (парная) [aa], перекрестная
[abab] и опоясывающая (охватная, кольцевая) [abba] рифмы. Различают также
следующие рифмы: мужские – с ударным слогом на конце, женские – с одним
безударным слогом на конце, дактилические – с двумя безударными слогами,
гипердактилические – с тремя безударными слогами. Иногда стихи могут быть
лишены рифмы («белый стих»).

Наряду со стихами в вокально-хоровых произведениях широко
используется и проза. В любом прозаическом тексте существует деление на
предложения и фразы, а также синтагмы*(см примечание)
Кроме того, отдельные слова могут иметь ритмозвуковые подобия – рифмоиды.

 

*(примечание)Синтагма – минимальный внутренне законченный и самостоятельный отрезок речи,  выражающий одно, хотя бы и сложное понятие.

Вход / Регистрация временно отключены.