Классификация кадансов

7.2 Классификация кадансов

Классификация кадансов в курсе анализа несколько отличается от
принятой в гармонии. Здесь особая роль принадлежит последнему аккорду
каданса, в зависимости от которого образуются три группы кадансов: полные,
неполные и прерванные.
Полными называются кадансы, завершающиеся аккордами тонической
функции. Они могут быть совершенными и несовершенными.
Каданс считают полным совершенным, если его последний тонический
аккорд дан:

  • 1) в мелодическом положении основного тона;
    2) на сильной доле такта;
    3) в основном виде;
    4) после аккорда D или S на основном функциональном басу.
    Невыполнение любого из этих условий делает полный каданс
    несовершенным.

Неполными называются кадансы, последними аккордами которых
оказываются аккорды нетонической функции, т.е. доминантовой (неполный
автентический каданс) или субдоминантовой (неполный плагальный каданс).

Прерванными называются кадансы, в которых в качестве последнего
аккорда вместо ожидаемой тоники появляется любой другой аккорд – чаще
им оказывается трезвучие VI ступени.

По местоположению в форме кадансы делятся на:

  • заключительные – в конце построения;
    серединные – в середине построения (в частности, в конце первого предложения периода);
    дополнительные – следующие после заключительного каданса;
    вторгающиеся – когда конец одного и начало другого построения совпадают во времени.
Вход / Регистрация временно отключены.