Анализ мелодии

7.1 Анализ мелодии.

Наиболее специфической стороной мелодии являются музыкально-
высотные соотношения, изменения высоты звуков. Они образуют
мелодическую линию, которая позволяет говорить о типах и видах
мелодического движения.

Типов мелодического движения два: поступенное, воспринимаемое как
плавное, и скачкообразное, прерывистое. Скачок и плавное движение
естественно дополняют друг друга. После плавного движения в одну сторону
типичен скачок в противоположном направлении и, наоборот, скачок
«заполняется» плавным движением в обратную сторону. Иногда скачок может
быть уравновешен примыкающим к нему скачком в другую сторону.

Видов мелодического движения бесконечно много. Наиболее
распространено волнообразное движение мелодии, состоящее из чередования
восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга.
Волнообразное движение, осуществляемое в небольшом диапазоне без
заметных отступлений от единого уровня напряжения, можно называть
одноплановым.

Движение, сравнительно долго продолжающееся в одном направлении,
называется прямолинейным. В связи со значительной ограниченностью
диапазона человеческого голоса встречается преимущественно в
инструментальной музыке. Напротив, многократное повторение одного звука
более приемлемо в вокальной музыке, где мелодическую «неподвижность»
отчасти компенсирует «движение» словесного текста. Можно также говорить о
таких разновидностях мелодического движения, как ступенчатом
(прямолинейном с краткими задержками на отдельных звуках), «уступчатом»
(прямолинейное с некоторыми «отступлениями» от достигнутой высоты) и т.д.

Точка наивысшего напряжения мелодии называется кульминацией.
Движение к кульминации связано с подъемом мелодической линии, но
кульминация все же не всегда бывает представлена самым высоким звуком
мелодии: многое зависит от метроритмической значимости звука, его ладового
значения и других условий.

Некоторые произведения начинаются самым высоким звуком – это так
называемая вершина-источник. Иногда мелодии завершаются самым высоким
звуком – в этом случае он есть вершина-результат. Оба случая не
представляют собой кульминации в полном смысле слова, хотя вершина-
результат приближается к ней (как бы кульминация без последующего спада).
Наконец, есть такие мелодии, где самый высокий звук достигается
неоднократно и потому не воспринимается как вершинный.

Если развитая мелодия имеет одну ясно выраженную кульминацию, то эта
кульминация обычно находится близко от начала последней трети или четверти
всей мелодии (подъем требует большего времени, чем спад). Наряду с общей
главной кульминацией мелодия может содержать и ряд частных, местных
кульминаций. В некоторых формах главная мелодическая кульминация
отсутствует, а имеются лишь частные кульминации в обособленных разделах
формы.

Соотношение подъемов и спадов мелодической линии в плане их
продолжительностей существенно в композиционном соподчинении частей
формы. При этом целесообразное расположение кульминаций является важным
фактором формообразования.

Вход / Регистрация временно отключены.