Ненормативные периоды

2.3 Ненормативные периоды.

Достаточно часто встречаются ненормативные периоды с большими или
меньшими отступлениями от описанной нормы.

I. Ненормативность по кадансированию.
1) серединная каденция:

a) полная совершенная в главной тональности («Святая ночь!», ПХ2, № 81, 1-10 тт.);

b) в другой тональности («Тебя хочу хвалить я пеньем», ПХ2, № 4, 1-8 тт.);

2) заключительная каденция:

a) полная несовершенная в главной или в другой тональности («Скажи мне весть благую», ПХ1, № 5, 1-8 тт.);
b) неполная («Сном погребенного», ПХ1, № 731);
c) отсутствие каденции при переходе к следующему разделу.

II. Ненормативность по составу.

1) периоды с тремя или четырьмя предложениями («Хвала Даятелю всех благ», ПХ2, № 7, 1-12 тт.);
2) периоды единого строения, не расчленяющиеся на предложения («Господня земля», ПХ2, № 38, 1-6 тт.)

III. Ненормативность по величине и метрическому объединению тактов.

1) расширение периода из-за внутреннего разрастания второго предложения*(см примечание) («Слава! Слава!», ПХ2, № 18, 6-8 цц.);

2) дополнение к периоду – подтверждение уже достигнутого заключительного каданса периода («Небеса возвещают Господню славу», ПХ2, № 37, 1-20 тт.);

3) сокращение периода (во втором предложении);

4) органическая неквадратность, т.е. неквадратные построения, не воспринимаемые как уклонение от квадратности («Я к Тебе, Господь, взываю», ПХ2, № 66, 1-11 тт.; «Возрадуйтесь, народы», ПХ2, № 88, 1-6 тт.).

В вокальной музыке период может состоять из двух абсолютно
одинаковых (включая кадансы) предложений, что для инструментальной
музыки является исключением («Друг, в день покоя», ПХ2, №241, 1-8 тт.; «Бог
для нас защита», ПХ2, № 34, 1-8 тт. с репризой)

*(Примечание) Расширение обычно достигается повторением какого-нибудь мотива или фразы;
расширением каденционных гармоний; появлением прерванной или несовершенной
каденции, после которой последняя фраза или предложение повторяется уже с полной
совершенной каденцией, либо дается новая фраза с полной совершенной каденцией. Оно
очень часто связано с достижением кульминации во втором предложении, с желанием
выделить некоторые слова текста или с самой структурой текста.

Вход / Регистрация временно отключены.