Классификация периодов

2.2 Классификация периодов.

Описанное выше типичное строение периода допускает многочисленные
варианты, которые тоже называются периодами, если только они исполняют ту
же функцию изложения (экспозиции) законченной или относительно
законченной музыкальной мысли.
Периоды классифицируют на основе нескольких критериев:

  • 1) По количеству предложений или отсутствию деления на предложения («период-предложение» по Ю.Н. Тюлину).
  • 2) По тематическому развитию – периоды повторного и неповторного строения.

Период повторного строения характеризуется тем, что второе
предложение по тематическому материалу сходно с первым. Сходство это
бывает разной степени. Обычно оно сосредоточивается в начале предложений
при некотором различии в их конце («Слабых подкрепитель», ПХ2, № 22, 1-8 тт.).

Если материал в началах предложений не совпадает, то образуется период
неповторного строения. Обычно при этом сохраняется некоторое
интонационное, метроритмическое, фактурное родство, способствующее
объединению обоих предложений («Вещает небо», ПХ2, № 30; «Ты Мой! Не бойся ничего», ПХ1, № 653).

  • 3) По метрическому признаку – периоды квадратного и неквадратного строения.

Квадратным называется период из двух предложений, каждое из которых
содержит 4, 8 или 16 тактов.

  • 4) По тонально-гармоническому признаку – однотональные и модулирующие периоды.

Однотональным называется период, который начинается и заканчивается
в одной тональности.
Модулирующим называется период, начало и конец которого звучат в
разных тональностях. Модуляция происходит чаще всего во втором
предложении и даже к его концу («Вот долгожданный день настал», ПХ2, № 124, 1-8 тт.).

Независимо от принадлежности к любому из двух предыдущих типов,
период называется модуляционным, если он содержит отклонения в
тональности, не совпадающие с конечной («Подними меня, Спаситель», ПХ2,
№ 60, 5-12 тт.).

Вход / Регистрация временно отключены.