Нормативный экспозиционный период

2.1 Нормативный экспозиционный период.

Периодом называется наименьшая форма изложения относительно
законченной музыкальной мысли в гомофонной музыке.
В наиболее типичном случае период состоит из двух построений (4-, 8-,
16-тактных), первое из которых заканчивается неполным (или полным
несовершенным) кадансом, а второе – полным совершенным кадансом (в 7
начальной или иной тональности). Между этими кадансами образуется
функциональное тяготение на расстоянии: гармония серединного неполного
каданса разрешается в гармонию заключительного полного каданса («Библия
много света нам открыла», ПХ1, № 347, 1-8 тт.; «Ангельское пенье», ПХ2,
№ 85, 1-8 тт.; «В пещере мрачной», ПХ2, № 120, 3-18 тт.).

Заканчивающиеся каденциями наибольшие части периода называются
предложениями. Первое предложение обычно называют начальным, второе –
ответным. Каждое предложение, в свою очередь, может состоять из двух фраз,
а фраза – из двух мотивов.

Период описанного выше типа называют нормативным
экспозиционным.

Изложение темы не всегда содержит период, и лишь в начале произведения
гомофонно-гармонического склада (после возможного вступления) непременно
имеется период. Изредка период встречается и в полифонических формах.

Вход / Регистрация временно отключены.