Куплетно-вариантная форма

10.3 Куплетно-вариантная форма.

В отличие от куплетно-вариационной, куплетно-вариантная форма,
напротив, подразумевает существенные преобразования не только фактуры и
характера сопровождения, но и самой мелодии («Говори, Господь», ХП3).
Варьирование может охватывать как весь куплет в целом, так и отдельные его
части, чаще всего среднюю или последнюю («Стучася, у двери твоей Я стою»,
ПХ2, №160).

Одним из распространенных способов варьирования куплета является
изменение его ладовой и тональной окраски. Тональное варьирование куплета
включает в себя и простую транспозицию куплета в другую тональность («Буря
стонет», ХП4), и более сложное преобразование его тонального плана, логики
модуляционного развития.

В анализе куплетно-вариантной формы очень важно проследить, как
музыка в разных строфах отражает развитие текста.

Оба принципа (вариационный и вариантный) могут объединяться в
композиции одного произведения.

Вход / Регистрация временно отключены.