Функции частей музыкальной формы. Типы изложения

1.6 Функции частей музыкальной формы. Типы изложения.
Каждая часть выполняет определенную функцию в форме. Основных
функций – шесть:

  • 1) вступительная (вступление к основной форме или какой-либо ее части);
  • 2) экспозиционная (изложение, т.е. первоначальное проведение темы);
  • 3) связующая (связка между какими-либо основными частями формы);
  • 4) серединная (построение, расположенное между двумя другими, чаще сходными по содержанию частями, развивающее предшествующий материал; важным частным случаем середины является разработка);
  • 5) репризная (повторное проведение темы после нового раздела);
  • 6) заключительная (заключительное построение к основной форме или ее части, следующее после окончания основной формы или ее части; в первом случае, если построение достаточно значительно, оно называется кодой, во втором – только дополнением).

Перечисленным функциям частей соответствуют определенные типы
изложения музыкального материала. Основных типов изложения – три:

  •  экспозиционный;
  •  серединный;
  •  заключительный.

    Экспозиционный тип изложения характеризуют устойчивость структуры
и гармонии. В структуре преобладают замкнутые кадансами квадратные
(четырех- или восьмитактовые) построения, или, по крайней мере, двутактовые
построения. Реже встречается последование неквадратных структур (3 + 3, 5 + 5
и т.п.). Для гармонии характерны доминирующее положение основной
тональности и тоники, гармоническая устойчивость. Этот тип изложения
соответствует первоначальному проведению темы, а также ее репризному
повторению.6
   Серединный тип изложения определяется неустойчивостью структуры и
гармонии. В структуре преобладают дробные, разномасштабные построения, не
завершенные устойчивыми каденциями. Для гармонии характерно избегание
тоники, введение неустойчивых гармонических функций, отклонений, новых
тональностей. Этот тип изложения соответствует серединным (развивающим)
или связующим участкам формы.
   Заключительный тип изложения характеризуется подчеркнутой
устойчивостью и остановкой развития. В структуре преобладают повторения
мотивов, ряд дополнений после ясно закончившейся основной части. Для
гармонии характерна остановка движения, выраженная более редкими
гармоническими сменами, введением органного пункта на тонике, плагальных
отклонений, повторение устойчивых гармонических оборотов. Этот тип
изложения соответствует коде или дополнению.
Что касается вступлений, то в них применяются самые различные типы
изложения.
Иногда в конце серединных, связующих, а также вступительных частей
дается особое построение, непосредственно подготовляющее вступление новой
(или возвращение прежней) темы. В таком построении, называемом
предыктом, господствует доминантовая гармония (часто и доминантовый
органный пункт) той тональности, в которой начнется подготовляемая тема.

Вход / Регистрация временно отключены.