Оборудование легенд: Эдж – гитарист U2

Уникальное и неповторимое звучание всемирно известной ирландской группы U2 во многом определяется гитарным саундом именно Дэвида Хауэлла Эванса по прозвищу Эдж (Edge). Рассказать об оборудовании Эджа – задача не из легких, ведь музыкант настолько любит экспериментировать со звуком, что лишь один список гитар, педалей и процессоров, которые он использовал в тот или иной период карьеры, может занять несколько страниц мелкого текста. Быть гитарным техником Эджа – одна из самых трудных, но интересных работ в музыкальном мире. В нашей статье мы будем приводить цитаты из интервью этого человека, которого зовут Даллас Скоу и который является правой рукой Эджа с 1986 года. Этот человек знает все об оборудовании одного из самых оригинальных гитаристов в мире. Интервью было взято во время тура 360°, и с тех пор неутомимый Эдж только расширяет парк своего оборудования. Что же, тем интереснее будет в нем разобраться. Валторны в Москве купить валторну

Звук играет в творчестве U2 не менее важную роль, чем сами гитарные партии, поэтому подход Эджа к саунду можно охарактеризовать как абсолютно бескомпромиссный. Достаточно упомянуть, что в туре 360° музыкант использовал 21 разную гитару для исполнения 24 песен, а также 7 разных усилителей. То есть, практически для каждой песни была использована абсолютно другая звуковая концепция. И это не говоря о бесчисленных вариантах гитарных обработок (количество используемых педалей и процессоров Эджа не поддается никакому счету). Поэтому, по большому счету, термин «звук как у Эджа» абсолютно лишен смысла, в применении к этому человеку можно лишь говорить о звучании его гитары в данный конкретный момент, потому что в следующий момент это будет уже кардинально другой звук. Однако мы все же попытаемся выделить наиболее важные и существенные для понимания структуры звука тенденции.

Усилители Эджа
Как и его коллега по группе, Боно, Эдж является поклонником усилителя VOX AC30, который многими великими музыкантами признавался лучшим аппаратом для чистого звука. Надо признать, гитарист U2 использует далеко не только его, но основа и большая часть звука это все же АС30. И, разумеется, он у Эджа не один. Вот что рассказывает Даллас Скоу: «Конечно, мы используем наш основной усилитель АС30 ’64, ни один концерт не обходится без него. Это основа звука Эджа как на концерте, так и в студии, если не брать, конечно, его руки, его мышление и ту магию, которую он привносит во все, чем занимается. Этот усилитель известен как АС30TB 64-го года выпуска, однако он совмещен с кабинетом 70-го года, так уже было в тот момент, когда Эдж приобрел его. Динамики стоят разные, Jensen Blue Alnico 12” 60-х годов и Silver Jensen Alnico 12”. Один из оригинальных Blue Alnico мне пришлось заменить в 1986 году, так как он вышел из строя, и Silver Jensen – это то, что я нашел на складе U2 в Дублине. Эджу понравилась комбинация из двух разных динамиков, и мы решили оставить как есть. Конечно, это уже далеко не серийный усилитель, там стоят конденсаторы Marshall, конденсаторы и резисторы Fender, настоящий Франкенштейн. Из 14-ти усилителей Vox,  которые у нас есть, ни один не звучит так, как этот, он абсолютно бесценен. Ну а еще у нас здесь есть ’57 Fender Deluxe c динамиком Jensen  ’58 Fender Deluxe с динамиком Vox, Fender Harvard 50-х годов, очень редкий усилитель, но звучит фантастически». Помимо этих усилителей, использовавшихся в туре 360°, Эдж был замечен в использовании Fender Blues Jr. и Fender Deluxe Tweed, которые были с ним в туре 2009 года, Roland JC120, а также 50-ваттной головы Marshall 1987 года. Сегодня Vox предлагает множество вариантов знаменитого усилителя АС30. Можно выбрать один из традиционных вариантов, а тем, кто предпочитает широкий простор в отстройке звука, предлагается более продвинутая серия Handwired   Еще очень интересна компактная версия АС30 в виде небольшого усилителя для наушников, которая совсем не занимает место, стоит недорого и при этом выдает достаточно аутентичный звук. Для поклонников Эджа, которым больше по душе Fender, можно посоветовать усилитель Fender Hot Rod Deluxe или  Fender Blues Junior III.

Гитары Эджа

Удивительный факт, но гитарист, чье творчество очень далеко от тяжелой музыки, очень любит звучание Gibson Explorer, гитары, созданной в первую очередь для высекания тяжелых риффов на перегруженном звуке. Пожалуй, самой известной гитарой Эджа можно назвать Gibson Explorer 76-го года. Послушаем, что Даллас Скоу рассказывает об этом инструменте: «Это очень ярко звучащая гитара, просто потрясающая, наряду с АС30 она является важнейшим компонентом звука Эджа. Но сейчас мы стараемся беречь ее, она настолько важна для записи, что я, наконец, уговорил его оставлять гитару дома. Нет, с ней не произошло ничего страшного, просто много лет проведенные на солнце или капли дождя, попадающие на гитару во время шоу на открытых площадках, — я бы хотел этого всего избежать. В итоге я нашел на замену три других эксплорера 1976 года, все в натуральной отделке. Это довольно редкая гитара, потому что в тот год Gibson выпускали два разных варианта Explorer. Тот, который выпускался с июня по декабрь, имел тонкий гриф, а модель, выпускавшаяся в первой половине года, имела гриф, толстый как  бейсбольная бита. Вот такие-то Эдж и предпочитает. Gibson выпустил их совсем мало, всего около 1800 штук, и это уже коллекционные экземпляры, так что найти еще несколько таких гитар было настоящей детективной работой». Кстати, надо сказать, что Даллас несколько ошибается насчет того, что с гитарой не происходило никаких происшествий. Сам Эдж в проекте BBC Истории Гитары рассказывает, что во время концерта в Radio City в середине 80-х в результате заварушки с участием фанатов у гитары оказалась отломана голова грифа, которую пришлось затем ремонтировать, и следы ремонта видны до сих пор.

Конечно, приобрести точно такой же Gibson Explorer, как у Эджа, может себе позволить только богатый коллекционер. Однако эта модель до сих пор присутствует в каталоге Gibson, причем с 2016-го года вы можете приобрести как более традиционный вариант (модели с индексом «Т» в названии), так и продвинутую модель, обладающую классическим звуком Explorer и множеством современных возможностей, таких, как например, роботизированные колки для идеальной автоматической настройки и другими (гитары с индексом «HP»).

Еще одной известной гитарой Эджа считается Gibson Les Paul 75-го года выпуска кремового цвета, ее звучание можно слышать на New Years Day, Love Comes To Town и многих других классических песнях. Эту гитару Эдж выставил на аукцион, все средства от которого пошли в благотворительный фонд Music Rising, призванный бороться с последствиями урагана Катрин.

Гитара была продана за 288 000 $, однако через некоторое время Эдж получил посылку от Gibson, в которой находилась точная копия инструмента, скрупулезно воссозданная мастерами Gibson вплоть до последней царапины. Именно на этой копии Эдж играет до сих пор, ее часто можно видеть на концертах.

Третьей знаковой гитарой для Эджа является Fender Stratocaster черного цвета 1973 года выпуска. Вот что сам музыкант рассказывает об этом инструменте: «Мне очень не хватало стратокастера, поэтому когда я немного подкопил денег, я при первой же возможности купил черный стратокастер, который до сих пор использую. У него несколько интересных фишек, латунный бридж, не такой как стандартный бридж Fender, он дает больше резонанса, больше сустейна и объема звука. Я поставил туда звукосниматель DiMarzio FS-1 в бридж, именно он дает такой звук. С теми усилителями, которые я использовал, родной бриджевый датчик звучал несколько тонко, и DiMarzio FS-1 стал прекрасным решением, с тех пор на всех стратах, которые у меня есть, я ставлю этот датчик». Звучание этой гитары можно услышать на знаменитой Where The Streets Have No Name и многих других песнях.  По словам Далласа Скоу «это вторая по значимости гитара для Эджа после эксплорера. Кленовый гриф на ней, АС30 и аналоговый дилей – это магическая комбинация».

Именно этот инструмент стал прототипом именной гитары The Egde Strat, выпускаемой Fender серийно. Сегодня каждый поклонник музыканта может приобрести свой собственный Black Strat как у гитариста U2.

Конечно, Эдж не был бы Эджем, если бы ограничился только этими гитарами. За годы творчества его можно было наблюдать с Gretsch G6128T Duo Jet, Gretsch White Falcon, Gretsch Chet Atkins, Gibson Es-175, Fender Jaguar, Fender Telecaster, Fernandes Decade  и даже Rickenbacker и Bond Electraglide. И это даже близко не полный список.  Среди множества акустических гитар, которые использует музыкант, чаще всего его можно видеть с Gibson SJ-200, Taylor 818, Washburn EA-40.

Педали эффектов и процессоры Эджа

В этой части статьи, пожалуй, проще было бы перечислить те приборы, которые Эдж не использует, ибо его страсть к поиску новых звуков не знает границ, и вряд ли найдется много приборов гитарной обработки, которые не прошли бы через его руки. Однако, самые основные мы попытаемся упомянуть.

Пожалуй, самый важный эффект, который делает звучание Эджа таким узнаваемым, это Delay. Музыкант использует модулирующий Delay, который добавляет к самим повторам дополнительные эффекты Vibrato или Chorus. В большинстве песен используется два длинных Delay, работающих параллельно в разных темпах, и направляемые на два разных усилителя. Чаще всего для таких длинных повторов Эдж использует свой любимый прибор Korg SDD-3000. Этот прибор цифровой, что позволяет точно выставлять параметры повтора, однако обладает очень теплым звучанием.  Другой, более современный Delay, который также часто использует Эдж – это цифровой рэковый прибор TC2290, созданный специально для идеальной работы с этим эффектом и позволяющий тонко настраивать множество параметров.

Теперь посмотрим на фотографию одного из вариантов педалборда Эджа.

На фото мы видим параметрический эквалайзер от TC Electronic (Dual Parametric Equalizer), затем идет стрелочный тюнер Boss TU-12 , овердрайв Boss SD-1,  который, судя по всему, использовался в качестве «грелки», так как впоследствии был заменен на Ibanez Tube Screamer TS9. Далее мы видим Big Muff от Electro Harmonics, это одна из самых популярных педалей с эффектом fuzz в мире, еще один овердрайв Boss OD-2, компрессор MXR M102 и еще один эквалайзер.

Можно взять вариант посложнее, это фотография оборудования Эджа полее позднего времени. Здесь помимо рэковых обработок можно распознать Lovetone Doppelganger.

А вот еще более поздняя фотография стойки с оборудованием. Здесь мы видим 4 цифровых процессора Fractal Axe Fx II, которые Эдж использует начиная с Songs of Innosence, а еще удается опознать Diamond Vibrato Pedal.

В качестве приложения приведем, пожалуй, список приборов обработки, используемых Эджем в туре 380°

Оборудование, находящееся в стойке под сценой:

1. Furman Pro Rack Power (110V)
2. KORG SDD Digital Delay (VOX) (240V)
3. Korg SDD 3000 Digital Delay (240V)
4. Line 6 DM4 Pro(A) Custom made rack device
5. Line 6 DM4 Pro (B) Custom made rack device
6. TC 2290 Digital Delay («A») (240V )
7. TC 2290 Digital Delay «(B») (240V)
8. Line 6 Pod Pro(110V) (A)
9. Line 6 Pod Pro (110V) (B)
10. Korg A3 Multi Effects (240V)
11. TC 2290 Digital Delay (C)
12. TC 2290 Digital Delay (D)
9b. KORG A3 Rack Multi Effects Unit (110V) (B)
13. Furman Pro Rack Power #2
14. Eventide H3000 Harmonizer
15. Lexicon PCM80 Digital Effects Processor
16. Lexicon PCM70 Digital Effects Pro
17. Custom Audio Elec AMS Interface
18. AMS SDMX Digital Delay (A)
19. AMS SDMX Digit Delay (B)
20. Custom Audio Elec Remote Wah
21. Custom Audio Elec Dual Stereo Mixer
22. Rocktron Bradshaw DVC Pedal VCA
23. Custom Audio Amp Selector
24.Custom Audio Patch Point (110V)
25. Skrydstrup MR9 Loop System (A)
26. Skrydstrup MR9 Loop System (B)
27. Skrydstrup MR9 Loop System (C)
28. Skyrdstrup System Interface
29. Electrix «Filter Factory»

Педали эффектов, находящиеся вне стойки с оборудованием

30. Durham Electronics «SexDrive» Dist pedal
31. BOSS CS-3 Compressor Sustain pedal
32. DIGITECH «Synth Wah» Pedal
33. Death By Audio «HARMONIC TRANSFORMER» Dist Pedal
34. Death By Audio «FUZZ GUN»
35. Electro Harmonix » POG» pedal
36. Line6 DM4 Distortion pedal
37. Death By Audio «Soundwave Breakdown»
38. Boss Noise Suppressor NS-2
39. Boss EQ GE-7 pedal
40. Skrydstrup «Bufferooster» pedal
41. Boss FET FA-1 Amplifier
42. Drive Breaker Distortion pedal

Основной педалборд на сцене:

Skrydstrup SC1 + SC1 Extensions + Extension Plus Controller + Dunlop Crybaby Rack Wah Controller, Digitech WH1 Whammy Pedal,
Peterson V-SAM Tuner

Источник

Материал оказался полезным?

Поставь свою оценку!

Средний рейтинг / 5. Оценок:


Оставить комментарий

Вход / Регистрация временно отключены.