10 основных технических концептов.

Отсутствие фундаментальных знаний об аудио и акустике слишком часто проявляется в нашей индустрии. Из-за этого существуют заблуждения, которые трудно искоренить. Чтобы помочь преодолеть их, мы составили список концептов, которые необходимо держать всегда наготове.

10. Скорость звука и задержка

Существует определенная выгода от понимания, что звуковые волны распространяются в воздушной среде, и, следовательно, скорость звука связана с температурой и плотностью воздуха, а также с высотой над уровнем моря. На уровне моря при «комнатной температуре» (20 градусов по Цельсию) звук распространяется со скоростью 343 метра в секунду.

Когда вы думаете об этом, 343 м/с не кажутся маленькой скоростью. Но стоит отойти на 40 или 50 метров от источника звука, и вы заметите отставание того, что вы слышите от того, что вы видите.

Это является главной причиной того, что вместо применения громкоговорителей, покрывающих большую площадь, дополнительно ставят «башни задержки». Также не стоит забывать, что на больших высотах звук распространяется медленнее, а на более высоких температурах – наоборот, быстрее.

В результате, будет мудро тщательно измерить время задержки
перед установкой линии дилея – стандартная формула может не сработать в конкретных условиях, а также следует иметь в виду, что настройки могут потребовать изменения из-за смены погодных условий.

9. Частота кроссовера акустической системы

Разные динамики работают в разном частотном диапазоне, и сигнал, приходящий на них, должен быть отфильтрован. То место, где частотные диапазоны двух динамиков пересекаются, называется кроссовер. Но мы должны помнить, что разные инженеры имеют разные подходы, и различные схемы кроссоверов могут оказывать влияние на конечный звук в системе. Точный выбор частоты среза, крутизна фильтра (порядок), является кроссовер активным или пассивным – все важно для звука.

Например, 2-х полосная акустическая система с внутренним, пассивным кроссовером будет звучать совершенно по иному с раздельным усилением для каждого динамика и внешним кроссовером (в режиме би-амп). Иногда это связано с фазовыми характеристиками, иногда с крутизной фильтра. Хорошее понимание процесса дает литература о дизайне акустических систем.

8. Отношения в дБ

Для начала, необходимо понимать, что дБ (дециБелл, или 1/10 Белл) является относительной величиной. Другими словами – эта величина ничего не значит без ссылки на то, относительно чего она появилась.

Когда кто-то говорит: «Вчера вечером концерт был очень громким, возможно около 115 дБ». Наверное, человек имел в виду 115 дБ SPL, но без «SPL» это ничего не значит. Существуют также электрическое понятие дБ — dBv, dBu, и так далее, и важно понимать, что они значат.

Еще один важный момент с дБ – он имеет логарифмическую шкалу. Это значит, что если что-то больше чего-то на 10 дБ, то оно больше в 10 раз! Интересно, что для нашего слуха понятие «в два раза громче» означает увеличение мощности в 10 раз! Рост в 3 дБ, или удвоение мощности означает для нас всего лишь «немного громче». Уму непостижимо, как оперировать в линейной шкале такими цифрами: «затухание хвоста реверберации составляет 60 дБ после 2,4 секунды». В линейной шкале это значит, что после окончания последней ноты уровень уменьшился в миллион раз!

7. Заземление

Одна из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся, это «земляные петли», и связанный с ними шум. Идея вот в чем: если есть больше, чем один путь к «земле», с разными сопротивлениями, то возникает «земляная петля», и как результат – шум в аудиосистеме.
Способы организации электрической коммутации во избежание подобных эксцессов подробно описан в различных руководствах по живому звуку.

6. Координация радиочастот

Многие производители радиосистем сделали в последнее время много, чтобы облегчить работу по поиску свободных, незашумленных радиочастот, и автоматизировали этот процесс. Но очень важно знать, что же происходит «под капотом». И, честно говоря, на событиях с большим количеством работающих радиосистем частотная настройка происходит вручную, с использованием специализированного софта. Опытные инженеры могут быстро найти несколько свободных каналов, противопоставляя свои знания и опыт машинным алгоритмам.

Некоторые производители периодически устраивают семинары по теме, некоторые готовы дать исчерпывающие консультации по телефону, а кто-то выпускает специальные брошюры по радиочастотной теме. Пользуйтесь этими ресурсами, и вы далеко продвинитесь!

5. Закон обратных квадратов

Как и в случае с соотношением дБ, незнание этого фундаментального концепта в акустике может иметь очень мощные последствия.
Применительно к акустике он звучит так: с каждым удвоением расстояния от источника звука акустическая мощность уменьшается на 6 дБ (в четыре раза). Это важно понимать в аспекте покрытия, количества и типа акустических систем, и вычисления требуемой мощности усиления.

4. Силовая дистрибуция

Вы знаете, в чем разница между переменным напряжением 110 В и 220 В? Кроме того, что 220 В в два раза больше? А как насчет 3-фазного питания? И вообще – что значит «переменный ток»? Если вы немного плаваете в этих понятиях, самое время немного подучиться.

Кроме шуток, хорошая идея – знать пиковые и номинальные значения токов всех компонентов в аудиосистеме, чтобы правильно распределять нагрузку. Знаете историю про проблемы с «силой» у группы

Аэросмит на фестивале Sturgis в 2009? Кто-то подсоединил что-то (не аудио в данном случае) в силовой дистрибутор. Это «что-то» потребляло очень много тока, автомат выбило, шоу было прервано. Стивен Тайлер упал с края сцены, ему потребовалась госпитализация. А все потому, что кто-то проигнорировал предельную нагрузку. Не наш человек.

3. Эффект приближения микрофона

Знаете разницу между направленным и ненаправленным микрофонами в отношении эффекта приближения (proximity effect)? А как проявляется этот эффект у кардиоидного микрофона и гиперкардиоидного? А что значат в спецификации микрофона эти прерывистые линии ниже 100 Гц на графике АЧХ?

В общем, у направленных микрофонов эффект приближения имеется, а у ненаправленных – нет. Чем ближе направленный микрофон к источнику звука, тем больше подъем низкочастотной области.
Но не забывайте, что это работает и в другую сторону – чем дальше микрофон от источника звука, тем сильнее ослабляется НЧ. Чем направленная диаграмма микрофона, тем сильнее у него выражен эффект приближения.

2. Полярность против фазы

Эти термины часто путают, или не придают им разницы. Некоторые производители даже используют несколько кривой термин «аудио-фаза» там, где они имеют ввиду «полярность». Давайте его распрямим.
Полярность определяется «плюсом» и «минусом» в отношении спикер-кабеля, микрофонного сигнала, или сигнала внутри консоли. Фаза имеет отношение к взаимодействию двух, или нескольких, сигналов друг к другу. Единственный момент, где эти понятия совпадают – когда говорят: «смена полярности приводит к тому же эффекту, что и поворот фазы на 180 градусов». Это в самом деле так, но это может еще больше запутать. Как правило, количество градусов состояния «не в фазе» зависит от конкретной частоты.

[highlight color=»blue»]Другими словами: если на частоте 1 кГц отклонение фазы 90 градусов, то на 2 кГц цифра будет иной.[/highlight]

 

1. Диаграмма уровней

Это самый основной, и наиболее игнорируемый концепт. Если вы микшируете так, что индикаторы клипируются постоянно, и это только потому, что кто-то авторитетный для вас сказал, что ему «нравится разгонять гейны», то у вас проблема. Если этим вы хотите достичь определенного эффекта (например, некоего подобия сатурации), то лучше держать гейны от начала до конца на уровне, где имеется максимальный динамический диапазон, сводя к минимуму шумы и искажения. Про диаграмму уровней написаны десятки, если не сотни материалов, изучайте.

 

Текст: Вадим Погодин



Оставить комментарий

Вход / Регистрация временно отключены.