Стоит ли «винтаж» своих денег?

0

В самом начале зарождения отрасли звукозаписи, первые образцы студийного оборудования создавались с единственной целью – прямого удовлетворения потребностей звукорежиссеров. Многие владельцы первых студий имели серьезный опыт в области радиодела и поэтому именно они занялись разработкой и созданием первых прототипов консолей (микшерских пультов), компрессоров, эквалайзеров и т.д. Ключевым моментом при создании своего оборудования был тот факт, что они не думали о рентабельности производства, а единственной задачей было создание превосходно звучащих записей.

Началось стремительное развитие индустрии звукозаписи, и в определенный момент на рынке возникла потребность в таком оборудовании. Эти умельцы занялись продажей, и таким образом зародился мир производства профессионального студийного оборудования. Первая компания которая занялась серьезными исследованиями и разработками в области звукозаписи была Bell Laboratories ( AT&T Bell Labs) www.bell-labs.com. Многие из этих первых владельцев студий и разработчиков воспользовались результатами этих исследований что позволило им достичь более продвинутого уровня качества звукозаписи.

Не смотря на то, что многие производители такой «бутиковой» продукции, все еще создают превосходные студийные приборы, гораздо большее их число продает сравнительно посредственную продукцию. Соответственно для многих профессионалов такое «качество» является неприемлемым, и они всегда стремятся приобрести такое оборудование, которое помогает им достичь своего звука. Звук – который они представляют у себя в голове и который они мечтают воспроизвести в реальности. Для многих «винтажное» оборудование и помогает реализовать эти цели.

В наше время слово «винтажный» несколько злоупотребляется. Оно может хорошо подходить к хорошим винам или гитарам, но все-таки не столь однозначно к профессиональному студийному оборудованию. В то время как вино Château Lafite Rothschild 1962-го года для многих может быть практически недостижимой мечтой, а эл. гитара Strat 1960 года (первый выпуск с накладкой из палисандра) вполне может изменить жизнь музыканта, я все таки сомневаюсь, что кто-либо заявил бы, что консоль Neve 8014 созданная в 1974 г. превосходит версию 1972 г. (или наоборот J). Хотя консольNeve может и рассматриваться как «винтажная» ее счастливым обладателем, – «старая» зачастую это более приемлемый термин (хотя и гораздо менее лестный J).

Конечно, наличие ламп в каком-либо старом приборе, не обязательно означает что он хорош. Трансформаторные усилители Класса А, большие ручки, выцветшая покраска, неспособность пропускать прямоугольный сигнал, чрезмерность вторичных гармонических искажений или необходимость погрузчика для установки в вашей студии, – ни один из этих аргументов не делает такое оборудование высококачественным. Все что нужно хорошему звукорежиссеру, это возможность его применения в определенной ситуации, для достижения желаемого результата.

Не смотря на то, что может быть я барыга и продавец в мое основное рабочее время, я все-таки остаюсь радиоинженером и звукорежиссером в свободное время. Я смог создать неплохой лейбл, и на моей стене висят несколько моих Золотых и Платиновых записей. В любом случае, в данной статье я решил подойти к этому обследованию с точки зрения моей практики звукорежиссера. Здесь вы не встретите таких слов как «Mercenary Audio» (ой сорри…). Далее я приведу небольшой список некоторых моих любимых приборов, и объясню почему.

Начну с предостережения. История раннего периода индустрии звукозаписи, по большей части не задокументированна. Когда я начал сотрудничество с журналом Mix, чтобы собрать воедино информацию по «винтажному» оборудованию, я стал изучать груды оригинальных спецификаций и руководств производителей, старые рекламные объявления и т.д. – И я обнаружил, что они почти полностью бесполезны. Большая часть исторических знаний передавалась по методу сарафанного радио и могла быть значительно искажена со временем. Поэтому я рекомендую вам принять эту информацию с большой долей скепсиса. Журнальные статьи не заменяет вам ваш личный практический опыт.

МИКРОФОННЫЕ ПРЕДУСИЛИТЕЛИ

И так, мы начнем с того, что существуют две основные школы создания схем микрофонных предусилителей – ламповая и транзисторная. Многим из нас нравится звук многих транзисторных усилителей. В некоторых случаях они превосходят своих ламповых собратьев. Но при этом ламповые модели усилителей имеют более явно выраженный окрас и характер своего звучания. Давайте сначала рассмотрим некоторые ламповые образцы:

Пожалуй, наиболее популярные (на данный момент) это приборы, созданные на основе немецких стандартов качества в области радиоэлектроники после второй мировой войны.

Они создавались несколькими производителями для отрасли радиовещания Германии, а также в последующем использовались другими компаниями (в первую очередь EMI) для создания высококачественных консолей. Усилители V-72, V-72A, V-76 и V-78 пользуются наибольшей славой. (V-74 представляет собой линейный усилитель, V-73 это компрессор и лимитер.)

Здесь следует начать с самого известного усилителя V-72. Этот прибор был создан на двух лампах Telefunken EF-804S. Он имеет 34 дБ усиления и максимальный выходной уровень +15. V-72 особенно хорош для микрофонов с высоким выходным уровнем, как U47, U67s (без PAD), M49s, C-12S и т.д. V-72 обеспечивает очень музыкальную искристость на верхних частотах, а также полноту тона и жирность звучания. В V-72A используются одна лампа E180F и одна лампа 5654, он имеет 42 дБ усиления, а также выходной уровень +15. Он будет лучше работать с конденсаторными FET микрофонами (414s, U87s и т.д.).

Усилители V-72S использовались в консолях EMI REDD 37 Abbey Road, и именно на них были записаны альбомы The Beatles вплоть до альбома Sgt. Pepper. V-72S имеют 38 дБ усиления, но вы никогда не найдете его больше в продаже, поэтому можете просто не беспокоится о нем.

В V-76 используются четыре лампы EF-804S. Он имеет переменное усиление от 0 дБ до 76 дБ. V-76/80 имеют эквалайзер (бесполезный!) и фильтр верхних частот (почти бесполезный). V-76/ M не имеет этих особенностей и для моих звукорежиссеров звучит немного лучше. Он вдвое шире по размеру, чем V-72 и, соответственно, почти в два раза дороже.

Пожалуй V-78, мой любимый из этой группы. Он имеет переменный входной гейн от 50 дБ до 72 дБ, что является чрезмерным в большинстве случаев использования, но гейн контролируется благодаря микрофонному регулятору mic pad Shure Brothers. Его максимальный выходной уровень +24, поэтому пусть вас больше не беспокоит
его необходимый запас по уровню громкости.
Регулятор PAD у Shure примерно настолько же акустически прозрачен, и он один из лучших с которым я когда-либо сталкивался. Это недорогой и незаменимый инструмент. Я настоятельно рекомендую всем кто серьезно занимается звукозаписью иметь по меньшей мере четыре таких. Вам они понадобятся, когда вы будете использовать модули V-78, поскольку их входной сигнал очень высок. (Нет, я не являюсь эндорсером Shure.)
Пока мы рассматриваем микрофонные предусилители, при использовании которых в большинстве случаях требуется ослабление входного сигнала (pads), давайте взглянем на некоторые модели ламповых усилителей американских производителей. The Langevin AM-16, the Altec 458, несколько RCAs, и мои любимые приборы Western Electric (WE)работающие на 300 вольтах постоянного тока. Они имеют огромный потенциал для достижения прекрасного звука, и думаю вы будете сожалеть, что не обращали на них внимания раньше.

Langevin имеет очень «сладкий» музыкальный тон. Кажется, в нем нет столь значительных искажений как в Altecs и WE, но у него очень полное и глубокое звучание. Он придаст вашим записям прекрасную четкость, а также вам не придется жертвовать (урезать) низкими частотами, которые мы всегда стремимся сохранить.

Предусилители Western Electric использовались на всех тех, классических записях вокала Motown. Они, имеют эти прекрасные вибрации и искажения в диапазоне высоких частот, которые сводят вас с ума, когда вы слушаете записиMartha, Diana, Marvin и т.д. Их звук передает это свое особое чувство присутствия и мощи, которое остается недостижимым для других усилителей. Если вам уже наскучили записи современного rock ‘n’ roll, как и мне, включите радиостанции, проигрывающие старые записи. В течение часа вы начнете замечать различные искажения на вокальных треках этих записей, этот вокал, который приковывает вас к креслу, и начинает втягивать вас в композицию.

Я нахожу усилители Altecs и RCA очень схожими по тону, и они кажутся слегка более четкими версиями Langevins. При обеспечении не меньшей четкости тона, они могут придать любой записи эффект невероятного присутствия и сделать ее очень приятной для слуха.

В царстве транзисторных усилителей существует бесчисленное количество замечательных предусилителей. Две самых известных и наиболее распространенных модели это Neve 1272 и API 512. Обе имеют очень четкое и широкое звучание.API немного яснее, но Neve все-таки выдает этот тон «Neve «, который ничем другим невозможно достичь. Я обнаружил, что с помощью комбинации этих двух предусилителей очень легко отделить гитарные и вокальные треки, и тем самым великолепно сбалансировать композицию. Если я использую Langevin на барабанах, Altec на клавишах, Neve на гитарах, я оставлю API для вокала, а также возможны другие комбинации, которые могут украсит вашу музыку.

КОМПРЕССОРЫ / ЛИМИТЕРЫ

На следующем этапе моего сигнального трака, как правило, идет компрессия. Так как мы договорились ограничиться винтажными приборами в рамками данной статьи, я вынужден опустить полдюжины новых приборов, которые во многих случаях делают тоже самое, но только лучше. Опять же, мне бы хотелось подчеркнуть, что не все новые приборы, которые позиционируются как заменители винтажного оборудования, на самом деле таковыми являются, качество некоторых из них оставляет желать лучшего и с ними лучше не связываться. Постарайтесь попробовать и использовать в работе как можно больше приборов, прежде чем вы решите для себя, что лучше подходит именно для вашего стиля студийной работы.

Мировой лидер среди компрессоров, как по своей стоимости, так и по производительности, это всеми превознесенныйFairchild 670.

Однажды мы протестировали этого 2-канального, 32 кг монстра в гостиной Лес Пола (Les Paul). Приборы с серийными номерами с 1 по 6 были прототипами и звучали немного лучше, чем последующие произведенные модели. Эти последующие модели (сейчас стоят более $ 20000) их нужно слышать, чтобы поверить! Эти приборы отличаются кричащей и броской плотностью звука, о которой вы всегда мечтали вместе с поразительной глубиной и гибко регулируемыми низкими частотами, которые вы когда либо слышали, и добавьте к этому прекрасные высокие частоты, которые переливаются и «танцуют», приводя вас в неописуемый восторг. Когда у меня нет под рукой этого прибора, я отправляюсь на студию Georgetown Masters в г. Нэшвилл и прошу Денни Парселла (Denny Purcell) отмастеринговать мои записи. Помимо того, что он является одним из лучших звукорежиссеров по мастерингу на планете, он имеет своих «Fairchildren» (пара 660-х и моно версия 670), которые всегда обеспечивают именно то звучание моих записей, которое я добиваюсь.

Кажется, что многие звукорежиссеры на западном побережье предпочитают постоянные параметры атаки и затухания пресета # 4. Я предпочитаю # 2 и # 3, более быстрый спад, чем в пресете 4. В соответствии с руководством пользователя, цифры 5 и 6 пользовательских пресетов, но вы должны залезть внутрь схемы с паяльником, чтобы изменить их. (Кстати, пресет # 1 не работает, он просто очень быстрый).

Fairchild 670 был изначально построен для нарезки дисков и имеет горизонтальную и вертикальную регулировку, для ограничения смещения головки нарезки дисков. Я обнаружил, что на стерео треках перкуссии (барабан «конга» и т.п.), вы можете использовать эти настройки как почти психоакустическое устройство. Похоже, что он расширяет звук конго примерно на 0,3 м с обеих сторон при звучании на мониторах. Очень клевый эффект.

RCA BA-6A является еще одним моим серьезным фаворитом. Я понятия не имею, как этот прибор работает, но все что проходят через него в результате получается в десять раз больше и шире. Это также удивительные микрофонные усилители — они имеют достаточно гейна, так что вы можете подключить микрофон напрямую в микрофонный вход и перейти непосредственно к записи. Они могут выдавать до 95 вольт на выходе, поэтому при его использовании на источниках линейного уровня я обычно обнаруживаю необходимость фильтрации входа и выхода на 20 дБ. Мне кажется, это обеспечивает оптимальный режим работы этого устройства.

Эти приборы очень требовательны к обслуживанию и им необходим тщательный уход и забота, которые не должны проводиться лицами плохо знакомыми с этими устройствами. Специалисты компании RCA видимо, понимают это и включают в комплект поставки тестер для проверки ламп. Настройка имеет критическое значение, в противном случае вы потратите кучу времени, чтобы устранить громкое шипение.
Teletronix LA-2A, пожалуй, самый популярный (и плохо скопированный) из всех ламповых лимитеров.

Подлинные LA-2собирались в г. Саннивейл (шт. Калифорния, США), и их можно идентифицировать по серому цвету лицевой панели. Наиболее часто встречаемые модели были сделаны в Северном Голливуде, и их лицевая панель оформлена в цвет матового алюминия. Более поздние модели (с серийником от # 383) имеют переключатель на задней панели для выбора функции лимитера или компрессора. В ранних моделях, это было реализовано посредствам перемычки на восьмеричном сокете. На протяжении своей эволюции они производились от модели опто-аттенюатора T4-А до T4-B. Хотя некоторые люди клянутся, что они различают их звук. Я так не считаю.

Во время моих поездок, я как-то наткнулся на ITA LA-1 и LA-1B. Хотя, кажется, встретить их можно гораздо реже, чем найти куриный зуб. Студия Ambient Recording около Стэмфорда (штат Коннектикут, США), имеет один LA-1B и он звучит великолепно! (У меня также есть один в запасе, и я надеюсь убедить Марка из Ambient Recording починить мой LA-1B)

В продолжение темы куриных зубов, Grover C. “Jeep” Harned, основатель MCI (Music Concepts Inc.) это тот парень, который создавал консоли и ленточные магнитофоны в 70-х и 80-х, однажды собрал ламповый лимитер для мастеринга, который способен делать некоторые изумительные вещи для гитар. Он может неким особым образом усиливать и выделять гитарный звук, так что гитары не мешают и не пересекаются с вокалом. Хотел бы я знать как он этого добился!

Ламповые приборы стали данью моде благодаря особому характеру своего звучания. Но существует большое количество транзисторных приборов, которые могут звучать лучше во многих случаях, чем ламповые приборы. Один из негативных побочных эффектов ламповых приборов это большое время срабатывания. Но также есть и много транзисторных приборов, особенно тех, в которых используются опто-аттенюаторы, которые имеют аналогичные проблемы с откликом.

Я думаю, это было в конце 60-х, когда Teletronix была куплена Universal Audio (все хвалим Билла Патнэма!) был рожденLA-3A. LA-3A для многих приложений это транзисторная версия LA-2A. У них есть некоторое различие в тоне. В то время как LA-2A имеет несколько воздушные артефакты искажений, LA-3A обладает более плотными средними частотами. Это более жестко звучащий прибор, с поразительно жирным звуком, который вам бы мог потребоваться, а также у него есть замечательная способность прекрасно выдвигать звук на передний план.

Продолжение статьи читать в прикрепленном файле…

https://vk.com/doc146131251_328892545

https://vk.com/doc146131251_328892980


    Для более удобного комментирования, рекомендуем

      Оставить комментарий

      Регистрация
      Сбросить пароль