Как подготовить песню к мастерингу

329

В большинстве случаев, музыкантам и коллективам не нужно посещать сессии мастеринга собственных песен. По факту, от них требуется только предоставление одной законченной и сведенной версии своего трека, чтобы работать с звукорежиссером удаленно. Но, как это обычно и бывает, предоставление «правильной» версии проекта случается далеко не всегда. Так как же подготовить песню к мастерингу?

Так или иначе, но существует определенные вещи, которые необходимо сделать с проектом для успешной сессии удаленного мастеринга. Говоря об удаленном мастеринге, мы подразумеваем ситуацию, когда группа отправляет проект звукорежиссеру в любую точку мира и на любую студию, после чего получает готовую песню. Перед отправкой своего трека стоит убедиться в наличии некоторых технических тонкостей, речь о которых и пойдет ниже.

Ничего лишнего

Существуют ошибки сведения, которые не сможет исправить даже мастеринг. К примеру, не стоит применять лимитер или high-pass фильтр ко всему миксу — удаление частот в районе нижнего низа и смежных частот с ними не приведет ни к чему хорошему, а человек, ответственный за мастеринг, не сможет вернуть их никоим образом. Конечно, мастеринг сможет несколько сгладить картину в такой ситуации, но говорить о максимальной отдаче от процесса не стоит.

Многие студии, занимающиеся мастерингом, просят присылать проекты, с запасом громкости в 6dB, но я бы советовал ориентироваться на значение в 10-13db. Иными словами, разница между уровнями пиковых сигналов и RMS должна находиться на примерно таком уровне. Это позволит звукорежиссеру оптимальным образом сформировать динамический диапазон композиции при помощи high-end компрессоров и лимитеров.

Если вы уверены в том, что всему проекту нужна компрессия для «склеивания» всех инструментов вместе, то стоит убедиться, что для этих задач используется первоклассный компрессор с крайне низким значением ratio, а ослабление усиления (gain reduction) не превышает значение в 2dB.

Не стоит делать миксдаун проекта с заниженной частотой дискретизации и разрядностью аудио. Чем выше разрядность и частота дискретизации вашего проекта, тем качественнее будет звучать трек после мастеринга. Также стоит убедиться, что в начале и конце проекта есть немного места (1-2 такта), которые пригодятся звукорежиссеру во время работы. Кстати говоря, если концовка песни подразумевает использование эффекта затухания (fade out), то стоит сделать ее самостоятельно.

Метаданные

Убедитесь, что необходимые метаданные присутствуют у всех элементов проекта. Данный совет подойдет для ситуаций, когда на мастеринг отправляется целый альбом или несколько песен подряд. Укажите частоту дискретизации и разрядность аудио для каждого трека. Также укажите название самих песен, не забыв про пунктуацию и прочие нюансы в названиях композиций. Данную информацию звукорежиссер может закодировать в итоговый файл.

Авторское видение

Предоставьте звукорежиссеру порядок песен в том виде, в котором они должны располагаться на сингле/EP/альбоме. Также стоит указать пожелания, касающиеся времени «зазоров» (пауз) между песнями. Если между песнями не должно быть зазоров и пауз, расскажите об этом заранее. Обсудите желаемую общую громкость песен, оптимальное качество звука, мощность баса. Можно отправить звукорежиссеру пару-тройку предыдущих отмастеренных записей для примера.

И самое главное, скажите о том, в каком виде будет издаваться релиз: в цифровом или на носителях. От этого зависят многие нюансы работы во время мастеринга.

Спланируйте все заранее

Звукорежиссеру будет полезно знать все о вашем релизе с административной точки зрения. Расскажите о том, как будут издаваться песни, какой компанией, а также к каким срокам должен быть выполнен мастеринг. В конце концов, если звукорежиссер не ленив, то он сможет самостоятельно отправить результаты работы в офис компании в нужном виде.

Имея все кусочки паззла, сессии мастеринга станут более легким и комфортным делом для всех участников процесса. Особенно для звукорежиссера, ответственного за мастеринг.