Статьи

На саб – с отдельной шины

Для улучшения низкочастотного сигнала в звукоусилении несколько лет назад была разработана технология, называемая «саб с отдельной шины». Эта техника имеет значительные преимущества перед широко распространенным методом выделения НЧ-сигнала, но необходимо разъяснить, что она в себя включает, и как применяется. Давайте уточним детали и опишем настройку системы по принципу «саб с отдельной шины», а также ответим на наиболее часто встречающиеся вопросы по этой теме.

В стандартном применении системы звукоусиления с использованием сабвуферов сигнал с мастер-выхода микшерной консоли поступает на спикер-процессор (цифровое устройство, или цепочку аналоговых приборов). Затем сигналы с отдельных выходов кроссовера идут на усилители, и далее – на громкоговорители. Параметры кроссовера для сабов определяются параметрами низкочастотного (сабового) и среднечастотного динамиков. Обычно точка кроссовера между сабом и средне-частотным динамиком выбирается для лучшей фазовой совместимости, чтобы обеспечить хорошую согласованность в регионе совмещения.

sub_to_aux_1
sub_to_aux_1a

 

 

 

 

 

 

 

Иногда требуется введение дополнительных задержек для выравнивания прибытия звука, в зависимости от размещения сабвуферов относительно полнодиапазонных кабинетов. После установки точки кроссовера, относительный уровень усиления в полосах не должен меняться, так как это приведет к изменению точки кроссовера и к фазовым смещениям.

В конфигурации «саб с отдельной шины» сигнал на сабвуфер отбирается с отдельного выхода пульта (aux, или моно-шины) в режиме «пост-фейдер/пост-EQ», куда назначаются сигналы с выбранных канальных ячеек. При маршрутизации сигнала через этот посыл любые изменения в уровне или эквализации канала будут сопровождаться сопоставимыми изменениями на сабвуфере, так же, как и в традиционной схеме подключения.

sub_to_aux_1
sub_to_aux_1a

 

 

 

 

 

 
Правильно настроенная и эксплуатируемая система «саб с отдельной шины» будет поддерживать установленную диаграмму уровней и соотношение в регионе совмещения, хотя кроссовер и был выведен из процесса оптимизации этой области.

Значимость назначения только отдельных каналов на сабвуфер заключается в удалении всех других каналов из сабового микса. Эти каналы не просто обрезаны фильтром, они полностью удалены из сабвуфера, так же на них применен обрезной фильтр (вплоть до 24 дБ на октаву), и они направлены только на широкополосные громкоговорители.

Особенно эффективно это работает с микрофонами, не расположенными близко к источнику звука, и соответственно, набирающими много окружающего звука – в основном НЧ-гул и проникновения от других источников звука. Микрофоны для хора, медной и струнной секций – те, что чаще всего попадают в эту категорию. Также хорошие кандидаты на удаление из сабового микса – микрофоны для акустического пиано, которые склонны набирать низкочастотные резонансы от корпуса инструмента, и мужской вокал с ручным кардиоидным микрофоном (из-за «proximity»-эффекта). В усилении простой речи, особенно при использовании петличных кардиоидных микрофонов, резко сокращается количество взрывных согласных (Б, П, Ф, Т), обычно потрясающих сабвуфер.

Фактически, при микшировании поп-музыки на любой системе звукоусиления, имеется не так уж много микрофонных каналов, требующих применения сабвуфера. Для этих инструментов/источников прилагаются усилия, чтобы уменьшить в них количество энергии ниже 100 Гц. Наиболее распространенным средством для этой цели является обрезной фильтр, имеющийся на канальной ячейке, фиксированный, или с регулировкой частоты и имеющий обычно крутизну 12 дБ на октаву. Но обрезной фильтр имеет ограниченную эффективность из-за невысокой добротности, и в сигнале остается некоторая доля НЧ-энергии, которая по-прежнему будет уходить в сабвуфер.

Обратите внимание, что даже при применении обрезных фильтров, группа микрофонов, расположенная в одной области, имеет способность аккумулировать значительное количество низкочастотной энергии, которая затем уходит на сабвуфер. В результате получается вездесущая и не несущая никакой полезной нагрузки НЧ-составляющая, которая оказывает только негативное влияние на инструменты, которые мы намеренно пытаемся усилить сабвуфером.

Лучше всего это иллюстрирует пример с хоровыми микрофонами. Практически в любой современной церкви используется несколько подвешенных, или установленных на стойках микрофонов для хора. Для наглядности, рассмотрим конкретный пример: предположим, используется восемь конденсаторных кардиоидных микрофонов, подвешенных и направленных на конкретные секции хора. Любому опытному звукоинженеру понятно, что на этих микрофонах необходимо применить обрезные фильтры, чтобы уменьшить низкочастотный «гул», который легко можно отследить, включив эти микрофоны в режиме «solo».

Наиболее распространенной добротностью для обрезных фильтров является 12 дБ на октаву, и если частота среза 100 Гц, и на этой частоте падение составляет 3 дБ, то на 50 Гц (на октаву ниже) падение -15 дБ. Это выглядит (на графике) и звучит (на слух), как значительное снижение НЧ-мусора, когда дело касается одного микрофона. Обратите внимание на то, что эти микрофоны не работают, как «ближние» микрофоны, они подвешены на некотором удалении от источника звука. Кроме того, они объединены в одну подруппу, и объединены акустически, даже если разведены по панораме в стерео-системе.

Два хоровых микрофона, смикшированных в пульте, дают прирост НЧ-энергии +3 дБ. В другом диапазоне также имеется увеличение, но так там имеется и взаимовычитание, то прирост там будет меньше 3 дБ при каждом удвоении количества микрофонов. С двумя микрофонами ситуация будет такова: 0 дБ на 100 Гц и -12 дБ на 50 Гц. Если мы удвоим количество микрофонов, то получим +3 дБ на 100 Гц и -9 дБ на 50 Гц, в ситуации с восемью микрофонами картина будет следующая: +6 дБ на 100 Гц и -6 дБ на 50 Гц.

Подведем итог: несмотря на применение обрезных фильтров, остается значительное количество низкочастотной энергии, которая отправляется на сабвуферы. Эта НЧ-энергия не только не нужна с музыкальной точки зрения, но она еще и конкурирует с инструментами, которым сабвуфер действительно необходим.

В нашем примере мы описали довольно типичный сценарий для современной протестантской церкви, однако есть много других случаев, когда применение техники «саб с отдельной шины» вполне оправдано. Звукоусиление классической симфонической музыки, этнической музыки, биг-бэндов, опен-эйры (подверженные задуванию микрофонов) – все они выиграют от применения этой техники. Даже небольшие клубы могут улучшить звучание своих систем, убрав из сабвуферов вокальные микрофоны, барабанные оверхеды и микрофоны для духовых.

Как всегда в профессиональном звукоусилении – не стоит злоупотреблять этой техникой. Например, акустический джаз лучше усиливать, используя стандартную технику, так как в этом случае НЧ-энергия от акустического пиано и барабанных оверхедов – неотъемлемая часть оригинального саунда.

FAQ

Вопрос: Требует ли техника «саб с отдельной шины» изменять диаграмму уровней в кроссовере/ процессоре, и, следовательно, изменения точки кроссовера для FOH-системы?
Ответ: Нет. С техникой «саб с отдельного aux» диаграмма уровней по полосам усиления выстраивается так же, как и в обычной многополосной системе. Техника «саб с отдельной шины» не рекомендуется к применению начинающим звукоинженерам, которые могут внести неконтролируемые изменения без возможности устранения последствий.

В: Некоторые описывают технику  «саб с отдельной шины» как дополнительный эффект. Правильно ли это?
О: Наверняка найдется кто-то, кто будет использовать этот метод как «эффект» — путем изменения уровня посылов отдельных каналов во время мероприятия, но большинство пользователей использует эту технику так же, как и стандартную, и не меняет уровень посыла на эту шину. Если в качестве отдельной шины микширования используется посыл на aux, то любые изменения уровня посылов на каналах в этот aux приведет к изменению баланса между сабом и остальной акустической системой. Это также отрицательно скажется на кроссовере и результирующей ФЧХ.

В: Что произойдет, когда я закрою мастер-фейдер? Сабвуферы продолжат звучать?
О: Если вы закрываете мастер-фейдер, вы должны также закрыть и мастер этой шины, или мастер данного aux’a. Консоли с VCA, очевидно, обеспечивают гораздо лучшее управление.

В: Нужен ли дополнительный процессор/кроссовер для техники  «саб с отдельной шины»?
О: Возможно. Для  «саба с отдельной шины» понадобится отдельный вход и выход кроссовера (с фильтрами). Многие современные цифровые процессоры управления акустическими системами имеют дополнительные входы и выходы, кроме тех, которые требуются для стерео звукоусиления. Если у вас нет этого входа, необходим дополнительный автономный кроссовер.

В: Какие существуют ограничения по частоте кроссовера между сабвуфером и полнодиапазонным кабинетом?
О: Полнодиапазонная акустическая система, работающая с техникой «саб с отдельного aux» должна быть в состоянии функционировать вплоть до 100 Гц. Это ничем не отличается от традиционных систем с сабвуферами.

В: Каковы каналы обычно назначают на саб в этой технике?
О: Бас-гитара, контрабас, бочка, напольный том(ы), нижний микрофон на рояле, нижний микрофон на динамике Лесли, электронные клавишные и CD.

В: А не удалит ли эта техника часть натурального частного диапазона у источников, не назначенных на сабвуфер?
О: В теории это может быть с некоторыми источниками. Но звукоусиление всегда было, и остается искусством компромисса. В примере, приведенном в этой статье, хоровые микрофоны не предоставляют полезной музыкальной информации ниже 100 Гц, и могут иметь разрушительный эффект, будучи отправленными в сабвуфер. Одна из замечательных вещей в технике «саб с отдельной шины» это то, что любой канал может быть назначен на сабвуфер по желанию звукоинженера. Так что можно экспериментировать с теми источниками, относительно которых есть сомнения.Опять же, пока сохраняется калиброванный уровень на посыл, не будет никакого неблагоприятного воздействия на отстроенную и выровненную систему.

Том Янг.




Комментарии


Это интересно

© 2017 Все права успешно нарушены.

Стартуем!