О саундчеке несколько слов.

Проанализировав вопросы о саундчеках, заметил неверную тенденцию — большинство интересуется «как настраиваются барабаны» и «как настраивать мониторы» и «как настраивать порталы». Должен заметить, что это вообще не те вопросы, которые могут помочь провести саундчек быстро и с пользой. Попытаюсь рассказать свои соображения по этому поводу. Сразу оговорюсь, я предполагаю заранее, что звукорежиссёр в целом в курсе дела, что куда крутить и втыкать.

Для начала, нужен райдер. Райдер нужен не только группе, райдер нужен любому музыканту и звукорежиссёру. Каждый участник процесса должен чётко понимать, что именно ему нужно — сколько розеток, стоек, какие кабели и аппаратура, где он стоит и что делает. Для сложившейся группы необходим ещё и stage plan — схема расположения на сцене людей, мониторов, аппаратуры и электричества. Так называемый input list (порядок включения источников в пульт) нужен больше для звукорежиссёра, хотя в основном всё везде включается одинаково и похоже, уж первые 9-12 каналов, как правило, везде повторяются. Тем не менее, даже эти два листка могут значительно облегчить и, что самое важное, ускорить настройку и проверку звука.

Допустим, что у вас есть и то и другое и даже составлена бумага, в которой расписано, сколько нужно киловатт, пультов, подгрупп, стульев, пива и даже вписаны distressor и Lexicon 480 для страху (что в большинстве случаев особого значения не имеет, ибо ставят чаще всего то, что соответствует статусу группы, а не то, что в райдере написано).

Не менее важная составляющая — понимание музыкантами процесса «саундчек». Типичные проблемы, которые могут помешать:

1. Все одновременно лезут на сцену и начинают одновременно же включаться, играть и кричать через зал звукорежиссёру требования срочно дать голос в мониторы, убрать середину и т.д.

Лечится рабочими совещаниями с музыкантами. Определите порядок действий.Например, барабанщик до того, как сможет вообще играть, чаще всего крутит тарелки, подкручивает крепления и т.п. В этот момент можно проверять и настраивать микрофон вокальный или клавиши и т.д. Барабаны я обычно настраиваю вместе с басом и гитарой, ибо долгий стук по одному барабану особого смысла не имеет — зацикливаться на конкретных звуках стоит только в том случае, когда они в каше звучат не так, как хочется. Как правило, при одновременной игре басиста, гитариста и барабанщика удаётся достаточно быстро настроить сразу основу.

Важный момент: музыканты любят поиграть вам на чеке фри джаз, в котором непонятная суета по тарелкам и неагрессивные гитары — выжигать калёным железом такое 🙂 Лучше всего играть музыку а-ля AC/DC, на крайний случай — RHCP, где разряженные барабаны, всё слышно и просто, а главное не быстро и плотно. Только не забывайте просить барабанщика играть по томам. Добавлю, что вне зависимости от материала, громкую игру надо проверить всё равно.

2. Чаще всего, своих кабелей никто не имеет, что в ряде случаев может просто парализовать шоу. Особенно часто кабелей не имеют клавишники, уж не знаю, почему.

Не лечится, если вы только не носите с собой свои. Несколько раз были ситуации, когда в клубе кабелей не хватало. Извращались и чем-то жертвовали — имеет ли смысл?

Ещё по сетапу : клавишникам настойчиво рекомендую иметь пульты свои, потому что при количестве инструментов более одной штуки, в ряде мест наступает коммутационный коллапс. Если музыканты всё-таки покупают себе кабели — проконтролируйте по возможности эти покупки, потому что зачастую определяющий фактор для музыканта при покупке кабеля — цена. И джеки он туда способен припаять китайские, которые потом могут не влезть в китайские ди боксы, а ещё оно умеет ловить радио, выпадать из гитарного гнезда и вообще, привлекать к себе лишнее внимание.

Продолжая о сетапе, обращусь к барабанщикам — вы даже не представляете себе, как комфортно и удобно иметь свой пульт и наушники, поверьте, это в разы круче, чем пытаться из пластмассового JBL EON услышать бочку и всё остальное.

3. Техническая грамотность музыкантов чаще всего оставляет желать лучшего. Вроде бы ничего сложного нет в устройстве ди-бокс, но народ может не знать, где у него вход-выход и что такое выход thru.

Лечится с трудом, потому что, чаще всего, музыканты не очень хотят вникать в такие вещи, я их прекрасно понимаю, потому что сам не хочу вникать в ноты, например. Тем не менее, надо показать на дибоксе, например, все кнопочки, объяснив, как это работает и зачем это нужно, иначе придется бегать из зала на сцену для того, чтобы отжать pad или оторвать землю с помощью ground lift.

Общая картина должна выглядеть так: слушаете порталы и вообще звук в клубе, оцениваете и анализируете. Если есть время, желание и умение — можно понастраивать порталы, процессоры и тому подобные вещи — это я пропущу, поверьте, не самое главное. Дальше. Допустим, вас всё относительно устраивает, вы понимаете, что в зальный звук вносят мониторы громко работающие, представляете, что и где гудит, находите всякие мёртвые зоны, эквалайзер покрутили (крутить начинайте с кнопки байпасс) и готовы уже озвучить площадку. Проверяете пульт — всё должно быть включено, куда надо, приходить и работать (так обычно не бывает, но надо к этому стремиться :)) Всё должно быть понятным и рабочим — мониторные линии, эффекты, outboard и т.п. Подготавливаете под себя пульт — создаете группы, если они вам нужны и т.д. Проверяете на сцене, что везде есть кабели, розетки, всё стоит, как надо и т.д. Расставляете микрофоны. От расстановки микрофонов звук зависит иногда не меньше, чем от всего остального — главное, представлять, что такое диаграммы направленности и чувствительность.

Музыканты в это время включаются и проверяют своё. Обычно в этот момент со сцены идёт хаотичный шум гам — как раз есть возможность проверить и подстроить все микрофоны, какие есть на сцене, а иногда и проверить линии.В это же время неплохо бы настроить пару вокальных микрофонов. Можно просто принести один микрофон на пульт, включать его в нужные каналы и сразу настраивать. Один потом оставляете себе для общения со сценой, второй возвращаете на сцену, чтобы люди могли с вами говорить. Слушать лучше в наушниках, при нажатой кнопке pfl, ибо на сцене могут исполнять Back in black и одновременно негромко в микрофон просить вас добавить что-то в мониторы, а вы будете пытаться понять, на каком это языке 🙂

После отладки связи можно приступать уже к музыкальной части. Я обычно начинаю с настройки акустических инструментов — барабанов, да. Гитару я тоже отношу к этой категории, потому что гитара звучит из комбика и снимается микрофоном, значит, комбик в данном случае и есть акустический инструмент по сути. Как правило, время и способы настройки барабанов зависят от качества самих барабанов, уровня барабанщика и микрофонов. Если у вас резонирует бочка внизу — прежде, чем крутить эквалайзер и компрессор — попросите барабанщика перестроить бочку выше или ниже. Замените микрофон, если есть возможность (лучше вообще иметь свой). Если клуб маленький и медь слышно громко акустически — сократите оверхеды. Установите коннект с гитаристом, когда он не будет играть (это редкие минуты) и отрегулируйте громкость комбика так, чтобы он не играл громче порталов (только будьте готовы, что во время концерта он снова станет громче скорее всего).

В идеальном случае, всё должно играть красиво при нетронутых эквалайзерах в пульте. Но идеальных случаев не бывает, поэтому приходится корректировать — старайтесь исходные сигналы получать такие, чтобы крутить их в пульте как можно меньше — ведь даже в самых дорогих пультах эквалайзеры все равно хуже лучших, но где они, дорогие пульты? 🙂 Поэтому если есть возможность не пользоваться эквалайзером пульта — лучше не пользоваться. Тоже самое касается компрессии — если есть возможность не пользоваться — лучше не пользоваться (я сейчас говорю о случаях корректирующих, когда компрессия нужна не как творческий приём, а как необходимость) — считаю, что пропускать малый барабан за $700 через компрессор за $100 нецелесообразно, так же, как и компрессировать бас гитару за $4000 дешёвым прибором. Если музыканта волнует его звук — он озадачивается и покупает своё и, как правило, хорошее, а получать со сцены сформированный сигнал, да ещё с правильного дибокса — очень важно.

После того, как группа из трёх инструментов зазвучала более-менее прилично — есть смысл быстро добавить туда клавиши и вокал и перейти к мониторам. Порядок раздачи разный, в каждой группе по-разному. Процесс, я думаю, всем известен и понятен, одно бывает плохо — музыканты, случается, не представляют, что им нужно в мониторах слышать, иногда встречаются полные невменько на эту тему, кто-то требует туда даже ревера и оверхеды — короче, психологам раздолье, но мы тоже немножко психологи, поэтому надо уметь создавать комфортную обстановку для музыканта, одновременно решая свои задачи. Ну, например, был у меня случай, когда девушка пела и всегда ей не хватало голоса — потому что её спрашивали — «что вам в мониторы добавить?» — она просила всего понемножку и чтобы услышать потом голос — надо было его разгонять, а там и фидбек из-за угла подбегал и бил в ухо, в итоге, после анализа обстановки на сцене, из её линии были убраны барабаны, гитара и бас — с тех пор всё у человека прекрасно. Я это всё к тому, что лучше побыть на сцене, если что-то долго настраивается — скорее всего, проблема пустяковая, только язык разный 🙂

Ещё очень важно понимать разницу между саундчеком и репетицией: саундчек занимает больше часа только в случае традиционных проблем с коммутацией, проблем с аппаратом, проблем с залом, а когда никаких форс мажоров нет — не имеет смысла проводить чек несколько часов, доводя звук до некоего мифического совершенства — начнётся концерт и всё будет по-другому, поэтому главная задача — чтобы всё работало, всё было удобно и подготовлено к первому номеру концерта — не надо чекаться на концерте (хотя и так бывает).

А репетицию нельзя закончить, её можно только остановить. Как-то так.

UPD. Уточню свою позицию по поводу компрессии и эквализации. Сам я компрессию в целом люблю, как и эквалайзеры. Вопрос только в том, что большинство приборов, которые вы встречаете на площадках, тем более клубных, — это недорогие рабочие лошади с хорошим соотношением цена/качество, а в этом соотношении приоритет всегда не в пользу качества. Поэтому, я лично считаю, что если есть возможность всё включить в байпасс и при этом всё звучит, как вам надо — так и надо оставлять. Это не касается, повторюсь, случаев, когда применяются творческие решения, но в большинстве случаев звук бочки или вокала легче подстроить, заменив микрофон (или переставив его в сторону), а не накручивая эквалайзер в пульте.А что касается компрессии — просто не увлекайтесь. Иногда достаточно пожать в группе все барабаны в целом, чем корячить их по отдельности и получать в итоге плоские мыльные драм-машиночные звуки. Не забывайте слушать акустический звук барабанов — не надо из живого делать электронное — если стоит такая задача, надо покупать pad-s или DDrums.

Владимир Губатов

Добавка.

Внимание звукорежиссера на концерте должно быть занято музыкой, а не децибелами и герцами. Все децибелы и герцы выстраиваются в порядок на чеке. Отсюда большая ошибка музыкантов, выходя в зал, слушать баланс инструментов и делать замечания звуковику, типа вот баса маловато; еще большая ошибка — звуковика, потакать им, бросая все технические дела. Если не помогают простые слова и легкое, между делом, игнорирование их желаний, то приходится объяснять, что на чеке обычно музыкой не занимаются. На чеке занимаются техникой. Если на чеке я буду заниматься музыкой — балансами, эффектами, соло и прочим, то на концерте буду вынужден заниматься техникой — подправлять уровни, назначать мьюты и т.д. Соответственно, полноценного концерта может и не случиться. Выбор предоставляю вам, господа. Как правило, разумные музыканты понимают суть этих слов и успокаиваются.

Автор: Дмитрий Сухин

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]


Оставить комментарий

Вход / Регистрация временно отключены.