Реверберация. Тонкости использования.

Реверберация и задержка – наверное, самые главные эффекты, которые используются при сведении музыки. Но так как сфера их применения весьма обширна, то часто это приводит многих новичков в сильное замешательство.

  • Какие вопросы стоит задать самому себе молодому звукорежиссёру?
  • Сколько эффектов стоит использовать?
  • Какие эффекты максимально подойдут для конкретного инструмента?
  • Как выбрать наиболее точные уровни?

Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Основная цель реверберации – связать вместе все треки микса. Конечно, они также используются в оформительских целях, но это все не имеет никакого смысла, если ваш микс рушится. Так как главная задача это помещение всех треков в единое акустическое пространство, то имеет смысл применять один и тот же к множеству треков. В DAW должен быть создан отдельный AUX с плагин-эффектом. После этого вы регулируете уровень посыла для каждого трека на этот AUX.

Когда используются плагины в AUX(посыле), следите за тем, чтобы уровень обработанного (Wet) сигнала был в 100%, а уровень исходного (Dry) был в 0%

Обратите внимание на следующие вещи:

  • Во-первых, следите за тем, чтобы с посыла шел только обработанный эффект, так как если будет еще и исходный, это может изменить громкость некоторых треков в миксе, а это может разрушить и сам микс.
  • Во-вторых, используйте эффект после фейдера (пост-фейдер). В этом случае при изменении громкости трека будет меняться и уровень посыла на эффект.

Пресеты.

Для начала стоит рассмотреть уже готовые пресеты ваших плагинов, может вам повезет, и вы сразу найдете то, что вам нужно. Вот некоторые особенности, которые помогут вам выбрать правильный пресет. Прежде всего, опасайтесь любого пресета, который придает «металлический» призвук. Особенно в том случае, если вы обрабатываете шумные треки, такие как барабаны. Также нужно следить за излишним наличием высоких и низких частот в пресете.

  • Высокие сделают реверберацию очень заметной
  • Много низких частот – сделают кашу и нечитаемость.

Также следует соблюдать баланс между длиной ревера и её уровнем в каждой дорожке микса. Каждый плагин имеет ручки контроля длиной реверв (Reverb Time или Decay Time).

Следующее, что необходимо сделать – это отрегулировать частоты.

Почти во всех плагинах есть свои эквалайзеры (или фильтры). Вы можете воспользоваться, как встроенным, так и отдельным эквалайзером после ревера. При работе с современными коммерческими стилями, практически всегда обрезают на реверберации низ (от 100 – 300Гц). Это позволит избежать грязи бочки и баса. Также можно порекомендовать срезать и высокие частоты.

Для этого есть две причины:

  • Помогает не чувствовать ревер как отдельный эффект добавленный к миксу (вокал, высокая перкуссия)
  • Определенный психологический эффект, который заставляет реверберацию казаться более далекой от слушателя, чем сухие звуки.

Также имеет смысл производить дополнительное регулирование частотных характеристик, если вы заметили, что она нежелательно окрашивает тон микса. В наши дни достаточно модно делать реверберацию незаметной, но достаточно высокой по уровню, чтобы склеить инструменты необходимым образом. Если у вашего ревера есть пики, то это сделает её слишком явной. Удалите все пики узкими фильтрами.

Предзадержка.

Она необходима для того, что задержать начало отражений на заданное время:

  • Больше предзадержка — ближе сухие звуки.

Также, стоит отметить, что начало реверберации без предзадержки влияет на ясность вокала, уменьшая чёткость согласных.

Короткая и длинная реверберация вместе.

Для облегчения настройки реверберации для вашего микса можно предложить одновременное использование двух типов реверберации. Это в значительной мере облегчает работу. Идея в том, что каждая реверберация удовлетворяет разным целям.

  • Первая реверберация — короткая не более 5 – 10 мс. предзадержки. Она склеивает разные звуки между собой и помогает регулировать расстояние между ними и слушающим. Звукорежиссеры часто называют этот эффект не реверберацией, а окружением.
  • Вторая имеет большую длительность и, часто, большую яркость. Довольно большая предзадержка (30 – 70 мс).

Имея под рукой две эти реверберации можно решать огромное количество задач:

  • Сухой синтезаторный звук, для заднего плана, нуждается в большом количестве короткого ревера.
  • Ведущий вокал нуждается в небольшом её количестве для того, чтобы он казался принадлежным к миксу.

Где и как использовать реверберацию?

Некоторые предпочитают не использовать реверберацию на бочке и басе. И они, в общем то, правы, так как здесь она может создать низкочастотную кашу. Но если все же небольшой ревер помогает лучшей склейке, то не стоит избегать использования его. Также, достаточно редко, обрабатывают реверберацией синтезаторный подклад. Он и так отлично впишется в любой микс. Самое важное, что нужно усвоить, так это то, что лучше не «доложить» ревера, чем «переложить».

  • Настраивайте уровень эффекта так, чтобы он был заметен только тогда, когда его нет – т.е. когда эффект работает, его как бы и не слышно, но если его байпасить – то сразу кажется, что чего-то не хватает.

Иногда уместней использовать не реверберацию, а задержку. Особенно она будет полезна, если вы работаете с большим количеством «сухозвучащих» инструментов, она позволит склеить микс без хвостов ревера, и придаст звучанию более индивидуальное звучание. Также можете экспериментировать со смешиванием короткого и длинного дилея. А также не забывайте про эквализацию обработанного сигнала.



Теги:

Оставить комментарий

Вход / Регистрация временно отключены.