Майк Сеньор: Работайте с реверберацией как профессионалы. Часть 3.

Задержка вместо реверберации

Задержка (дилэй) – намного более простой эффект, чем реверберация. Зачастую, для регулировки доступно только время задержки (расстояние между повторами) и уровень обратной связи (количество повторов). Возможно, именно из-за этой простоты, многие музыканты игнорируют её, когда дело доходит до сведения. Возможно, они просто не хотят неприятного «эхо-эффекта». Позор на их головы! Ведь задержка не менее полезна, чем реверберация, когда возникает вопрос склеивания всех инструментов в миксе. Фактически, задержка даже полезнее, когда Вы работаете с многими современными сухо звучащими стилями. Она позволяет добиться единства без любых очевидных реверберационных хвостов, давая индивидуальным звукам более откровенное, более отчётливое и менее «обработанное» звучание. К тому же, она способствует получению более ясного микса, поскольку не заполняет все промежутки в стереополе, как это любит делать реверберация.

Коммерческие треки редко имеют статичные уровни посылов на эффекты. Автоматизация может использоваться, чтобы в одних секциях выдвинуть какие-то вещи к слушателю, а в других – отправить их обратно. Это может добавить интерес в музыку.

Как и в случае с реверберацией, чтобы сплотить микс, Вы можете использовать только один эффект задержки. Но я нашёл, что применение пары контрастирующих эффектов облегчает получение быстрых и качественных результатов. Первый эффект – это короткая slapback-задержка (время задержки 50 – 100 мс и нулевая обратная связь). Второй – более длинная задержка, с некоторой обратной связью и временем, синхронизированным с темпом проекта. Первая задержка работает как очень короткая реверберация, но остерегайтесь посылать на неё слишком высокие уровни с перкуссионных / ударных инструментов, поскольку это может создать эффект форшлага, интерферирующего с ритмическим пульсом песни. Поскольку длинная задержка синхронизирована с темпом, она очень прозрачно укладывается в микс, создавая такую же теплоту и сустейн, как и длинная реверберация, но не добавляя избыточного пространства.

Задержка, как и реверберация, также извлекает выгоду из разумной эквализации. К ней можно (и нужно) применять те же самые принципы частотной коррекции. Чтобы проиллюстрировать различия, предоставляемые задержкой по сравнению с реверберацией, я смикшировал тот же самый фрагмент моей песни, но на сей раз используя два эффекта задержки. Файлы называются DualDelay.

Все эффекты вместе

У многих профессиональных микс-инженеров имеется набор стандартных эффектов, которые они настраивают прежде, чем даже приступают к сведению как таковому. Из своего опыта они знают, какие устройства и алгоритмы дадут наилучшие результаты в конкретных условиях. Две пары эффектов, описанных в этой статье, могут стать таким универсальным набором и использоваться в тандеме, чтобы «склеивать» миксы во множестве различных стилей. Если Вы сводите живую запись, которая нуждается лишь в небольшом дополнительном «склеивании», то можете отдать предпочтение короткой реверберации и задержке. А вот для электронных и прочих «не совсем живых» стилей Вы можете использовать более длинные варианты эффектов. Альтернативно, если в треке уже есть необходимый пространственный характер (или он должен казаться очень близким), но не хватает полноты звучания, то отдайте приоритет задержке. Чтобы показать Вам, как эти четыре эффекта могут работать вместе, я смикшировал тот же самый фрагмент песни, используя все эффекты сразу. Файл называется AllEffectsWet. А для сравнения, послушайте вариант без эффектов – AllEffectsDry.

И в заключение скажу одну важную вещь: в большинстве современных коммерческих треков уровни эффектов не являются статическими. Они приспосабливаются, чтобы удовлетворить изменениям в аранжировке и подчеркнуть долгосрочные «приливы и отливы» в миксе. Это означает, что баланс задержек и реверберации, выстроенный Вами для припевов, не обязательно будет соответствовать контрастирующей аранжировке запевов. Чтобы проиллюстрировать это, я записал три длинных фрагмента моей демонстрационной песни (файлы «Automation»). Представлены запев и припев. В файле AutomationInactive уровни эффектов были одинаковыми как в припеве, так и в запеве. Вы можете услышать, что в разрежённой аранжировке запева они становятся более заметными и навязчивыми. Во втором файле (AutomationActive) я использовал автоматизацию и уменьшил в запеве уровни обоих задержек и длинной реверберации. С её помощью я легко поборол эту проблему. Кроме того, это имело выгодный побочный эффект, поскольку создало дополнительный контраст между секциями песни. Чтобы лучше понять идею того, что же добавляют эффекты, сравните оба этих файла с сухим фрагментом AutomationDry.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в июле 2008 года
Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Часть 2 | Часть 1



  1. у вас очень крутой сайт) не могли бы вы предоставлять или ссылки на файлы с примерами, или ссылки на оригинал статьи, чтоб можно было там примеры скачать?

Оставить комментарий

Вход / Регистрация временно отключены.