Майк Сеньор: Работайте с реверберацией как профессионалы. Часть 1.

Если Вы проводили часы над миксдауном, а в итоге получали стену из грязи, то Вам следует сильнее о задуматься о том, как правильно использовать эффекты реверберации и задержки. Я расскажу Вам о некоторых простых уловках, которые могут привести к совершенно потрясающим результатам.

Реверберация и задержка – это, возможно, самые основные эффекты, используемые при сведении. Но поскольку сфера их применения в этом контексте очень обширна, это может привести многих начинающих звукоинженеров в абсолютное замешательство.

Часть проблемы неизбежно проистекает из широкого диапазона различных доступных устройств, предназначенных для создания этих эффектов, и от их, часто непостижимых простому смертному, параметров настройки. Тем не менее, под рукой всегда есть несметное количество информации, чтобы демистифицировать такие технические особенности (кто ищет, тот обрящет). Кроме того, «пресетная» природа многих современных устройств (и плагинов) позволяет новичкам не слишком далеко углубляться в их алгоритмические внутренности. Чтобы быть честным, я думаю, что во многих случаях, даже использование только лишь одних готовых пресетов может привести к быстрым и очень неплохим результатам!

Я считаю, что более серьёзные трудности возникают тогда, когда начинающему звукоинженеру приходится сталкиваться с такими практическими вопросами, как: сколько различных эффектов следует использовать?; какой эффект более подходит для конкретного инструмента?; как выбрать наиболее подходящие уровни? В этой статье я попытаюсь дать прямые ответы на некоторые из вопросов, предлагая основные, общие подходы к реверберации и задержке в контексте микширования. В процессе повествования я сфокусируюсь на некоторых вещах, которые можно упустить, занимаясь перебором готовых пресетов. Также, я выдвину на передний план небольшую горстку параметров и методик, которые оказывают самое большое влияние с минимальным количеством усилий.

Шины посыла – Ваши друзья: независимо от того, пользуетесь ли Вы аппаратными или программными средствами, реверберация и задержка обычно выступают в роли эффектов посыла (send effect). Дело в том, что для разных треков Вы можете использовать один и тот же способ создания пространства.

Но описывать словами звук – не совсем благодарное дело. Поэтому я записал набор звуковых примеров, чтобы Вы сами могли судить, насколько практически полезен каждый из предложенных методов. Вы можете скачать их в форматах WAV и MP3 в приложении к этой статье.

На самом фундаментальном уровне, оба эффекта воссоздают звуковые особенности какой-то акустической среды. Они делают это, либо генерируя простое эхо, либо моделируя более сложные картины звуковых отражений. Так почему эти эффекты настолько важны при сведении? Дело в том, что индивидуальные партии в большинстве современных многодорожечных проектов имеют очень мало смысла реального пространства и места (если имеют его вообще). Зачастую, они кажутся «находящимися в разных местах», вместо того, чтобы звучать как единое целое в едином месте. Очевидно, что у синтезаторных и сэмплированных звуков часто вообще нет никакого чувства акустического реализма, но и многие живые инструменты записываются очень близкими микрофонами, чтобы по максимуму оградиться от акустики помещения. Это позволяет отсрочить принятие решения об общем акустическом пространстве до стадии миксдауна.

Поэтому, главная цель реверберации и задержки – это связать вместе треки, у которых изначально не было никакой врождённой связи. Они дают им некоторые общие акустические характеристики. Естественно, есть и более творческое применение этих эффектов, но это, в большинстве случаев – просто оформление для витрины. И они не принесут Вашему миксу много пользы, если главное здание не выстроено как положено.

Эффекты в посылах и баланс микса.

Поскольку основная цель состоит в том, чтобы поместить разные треки в единое место, имеет смысл настраивать Ваши процессоры так, чтобы один и тот же эффект мог быть применён одновременно к множеству различных дорожек. Неважно, используете ли Вы аппаратный микшер или виртуальную студию – это везде выполняется практически одинаково. Прежде всего, Вы должны соединить вход и выход ревербератора со специальными каналами микшера. (Обычно обозначаются как SEND и RETURN. Первый канал отправляет сигнал на процессор, второй – принимает обработанный сигнал. Также, в качестве возврата можно использовать и обычный канал микшера. Кроме того, в микшере могут быть вспомогательные каналы – AUX. Они также могут выполнять роль шины посыла для внешних эффектов.) Потом определяете, какие инструменты (или группы) Вы хотите обработать этим эффектом. По сути дела, Вы формируете специальный субмикс, предназначенный для обработки эффектом. При помощи соответствующих регуляторов Вы настраиваете уровень посыла сигналов на процессор. Изменяя уровни различных треков внутри этого субмикса, Вы определяете, сколько эффекта будет добавлено к каждому треку.

Когда Вы используете эффекты в посылах, удостоверьтесь, что уровень обработанного сигнала в процессоре установлен на 100%. У некоторых плагинов, таких, как UAD1 Plate 140, это установлено по умолчанию. Но не все плагины предоставляют такие настройки по умолчанию – так что, не забывайте проверять их. Дело в том, что если Вы пошлёте сигнал в такой эффект, то в ответ Вы получите не только реверберацию, но и копию исходного сигнала. В итоге, трек станет громче, что разрушит баланс Вашего микса.

В аппаратных микшерах может иметься несколько вспомогательных AUX или SEND каналов. При помощи соответствующих средств контроля Вы можете сформировать несколько независимых субмиксов и послать их на разные устройства эффектов. Это здорово увеличивает Ваши возможности при миксдауне (конечно, с учётом того, сколько устройств Вы можете подключить, и сколько имеется свободных каналов для возврата обработанного сигнала). В программной среде обычно должен создаваться отдельный канал микшера, в который загружается плагин-эффект. После этого, на нужных дорожках может быть создан соответствующий посыл на него.

Но независимо от того, в какой среде Вы работаете, есть две вещи, которые следует принять во внимание. Во-первых, Вы должны удостовериться, что с процессоров возвращается только лишь обработанный сигнал, а не его смесь с исходным. В противном случае, при изменении уровня посыла на эффект Вы будете затрагивать и общую громкость трека. У некоторых устройств имеются отдельные регуляторы для настройки уровней обработанного (WET) и исходного (DRY) сигналов. Другие предлагают контроль за их взаимным балансом (MIX или DRY/WET). Но в любом случае, уровень обработанного сигнала должен быть 100%, а уровень исходного – 0.

Во-вторых, удостоверьтесь, что посыл на эффект взят после канального фейдера – другими словами – «пост-фейдерное» включение. Таким образом, при изменении громкости канала будет изменяться и уровень посыла на эффекты. Если Вы включите посыл до канального фейдера, то может приключиться следующая ситуация: Вы опускаете фейдер до нуля, а реверберация с этого трека всё ещё слышна. Это редко желаемое явление, за исключением, разве что, каких-то специальных эффектов.

Выбор пресетов

Теперь, когда мы знаем, как настроить необходимые соединения, давайте начнём непосредственно рассматривать эффекты. Прежде всего, давайте посмотрим, как можно использовать только реверберацию для того, чтобы «склеить» финальный микс. Затем, основываясь на этом, покажем различные возможности, предоставляемые эффектами задержки.

Могу сказать, что начинающему звукоинженеру и так хватает забот без того, чтобы сильно углубляться в программирование собственных реверберационных эффектов на пустом месте. Таким образом, я бы рекомендовал, по возможности, начинать работу с использования готовых пресетов. Но это только отчасти облегчит Вам жизнь, поскольку всё равно ещё предстоит выбрать правильный процессор и пресет, подходящий для Ваших задач. Вот несколько подсказок.

Часто имеет смысл начинать работу с использования готового пресета. Но Вам всё равно желательно знать, что же он делает в реальности. Это может сильно помочь, когда дело дойдёт до заключительных «щипков». В частности, обратите внимание на три фазы реверберации: начальная задержка (или предзадержка), ранние отражения и плотные поздние отражения, формирующие реверберационный хвост. Заметьте, что высокие частоты имеют тенденцию затухать раньше, чем более низкие.

Первая и самая полезная вещь, которую Вы должны сделать – это проигнорировать названия пресетов и вместо этого попытаться вообразить то место, где Вы хотите, чтобы «жил» Ваш микс. Изображение реальной окружающей среды может помочь Вам сосредоточиться, но это, возможно, не сильно поможет, если Вы пытаетесь создать более потусторонний звук. Если Вы изначально выберите неправильный тип реверберации, то в процессе сведения Вам будет довольно трудно разобраться, что же не так с миксом. А вот реверберация с правильным видом акустической подписи, но неправильного тона или длины, может легко быть отстроена в лучшую форму. Для меня весьма обычно перещупать несколько дюжин пресетов, прежде чем я инстинктивно почувствую, что нашёл тот пресет, который соответствует моему миксу. Жизненно важно не торопить этот процесс.

Кроме проблемы принятия таких малоосязаемых решений, есть ещё множество вещей, на которых требуется сосредоточить своё внимание. Прежде всего, опасайтесь любого процессора, производящего «металлический» вид звука. Особенно если Вы хотите обработать такие шумные треки, как барабаны. Чтобы показать, что я подразумеваю под этим, я записал пару звуковых примеров: Reverb1 и Reverb2. В первом имеется явный металлический призвук, тогда как второй (хоть и не самый прекрасный) ведёт себя намного лучше. Вероятно, второй ревербератор окажется более пригодным к употреблению.

Проблема с металлическими резонансами состоит в том, что когда реверберация будет на том уровне, где она делает свою работу, обертоны станут слишком уж слышимыми, неприятно окрашивая микс в целом и заставляя эффект казаться слишком очевидным. У ревербераторов с очевидным «резонансным» характером тоже имеется своя роль в миксе, но типично для других, специализированных задач, не входящих в рамки этой статьи. (Также стоит указать, что в процессе распада хвоста, файл Reverb1 разворачивается к одной из сторон стереополя. По любому, это – не идеально.)

Другой основной принцип при поиске реверберации, способной склеить Ваш микс – это с какой аккуратностью она обращается с «крайностями» звукового диапазона. Ни очень высокие, ни очень низкие частоты никак не полезны для такой реверберации. Высокие частоты делают реверберацию слишком заметной, а низкие – снижают разборчивость и удар в басах микса.

Часть 2 >


Оставить комментарий

Вход / Регистрация временно отключены.