Взять меня, к примеру. Я когда-то не умел равнять бэки, не умел тюнить (автотюн уже существовал, но я был просто не в курсе), про VocAlign не знал, и даже не знал, что можно писаться тейками, поэтому выход был один — записывать всё изначально круто. В итоге каждая запись была не столько записью, сколько тренировкой. Это было очень тяжело до тех пор, пока я не стал относиться к этому правильно. Я-то думал как: песня готова, надо ВСЕГО ЛИШЬ её записать. Но на записи вылезало столько проблем и ошибок, столько всяких штук, которые я не умел, и с которыми нужно было что-то делать, что руки опускались и не поднимались.

А оказалось, что к записи на начальном этапе нужно было относиться именно как к тренировке+записи. Первичной должна была быть именно тренировка! До сих пор помню песню (Не надо слёз), которую я писал, по-моему, 2 недели по 3-4 часа каждый день. То дикции не хватает, то эмоций нет, то не те интонации, то ещё что-то не получается…

Но это всё было совершенно нормально. Я приходил в спортзал и бил грушу. В этом и есть основная задача начинающего. Общая физподготовка и мочилово груши. Это и было обучение! А я каждый раз пытался победить грушу))

Взять мастеров прошлого. Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin и далее по списку. У этих парней не было возможности подровнять гитару в Кубейсе, заменить в длинном соляке одну тухло сыгранную ноту, потюнить вокал или выровнять бэки. Накосячил в конце двухминутного соло — переписывай всё сначала. Чтобы получить трек идеального качества, нужно было быть идеальным вокалистом/гитаристом. Поэтому то, что они достигли своего бешеного уровня игры — закономерно.

Сейчас в распоряжении музыкантов десятки программных костылей. Любую ошибку можно исправить на сведении. Вы даже не обязаны уметь играть на гитаре — в конце концов, нате гитарные плагины и сэмплирование. Вообще, как звукорежиссёр я понимаю, что сейчас музыканты могут не уметь вообще ничего, и всё равно получать слушабельные репитные треки. Программы всё сделают за них. Поэтому то, что некоторые музыканты сегодня еле переставляют пальцы по грифу или издают антивокальные звуки — тоже закономерно.

Окружающая среда подталкивает каждое поколение в определённую сторону. Рокеров 70-х отсутствие костылей подталкивало шлифовать мастерство и надеяться на себя. Нас же их наличие подталкивает расслабляться и надеяться на плагины.

Стандартный разговор с клиентом:

-Вов, я там в ноты местами не попал и бэки криво пропел… что-нибудь можно сделать?
-Конечно. На сведении всё исправлю.

И это правда. Всё исправлю, мне не жалко. Но пока за вас работает звукорежиссёр, вы не развиваетесь как исполнитель. Вы отдаёте свой опыт другому человеку!

Эта статья для тех, кто не согласен деградировать. Для тех, кто не хочет, чтобы за них пел автотюн. Она для тех, кто хочет качать своё личное мастерство и становиться лучшим.

Ребята, я с вами! 🙂

Многие привыкли к костылям, скатились в зону комфорта, и приняли за данность, что треки можно делать не напрягаясь. При этом, остались ситуации, где музыкант вынужден использовать только свой уровень, не опираясь ни на какие костыли. В первую очередь это живые выступления. Ни тебе тейков, ни автотюна (на самом деле есть, ужас :), ни возможности исправить задним числом криво сыгранный ритм или мёртвую гитарную ноту. Как спел — так тебя услышали. Как сыграл — так и звучит.

Фанаты многое простят, они на концерт приходят за атмосферой, а не за идеальным звучанием. Но одно дело «не идеальное звучание», и другое — лажа на лаже, задыхающийся вокалист, шпарящий в нос и миманот, барабанщик, перебивающий по громкости всех остальных музыкантов, косой гитарист и прочие прелести ущербных лайвов. В таком случае слушатели скорее будут испытывать сострадание к артисту, чем кайф от выступления. Вы хотите быть рок-звездой или чтобы вас жалели?

-Понимаете, мы не успели подготовиться потому что (отмазка, которая всем очень интересна).
-Да всем плевать почему для тебя каждый день в течение трёх недель после анонса концерта что-то оказывалось важнее, чем подготовка, хватит пиздеть и ПОКАЖИ СВОЙ ЛАЙВ!

Во вторую очередь — это как раз запись в студии. Чем выше ваш естественный (безкостыльный) уровень, тем более качественное исполнение вы выдаёте. Если вы можете круто исполнить куплет одним тейком, то даже записываясь тейками, вы сделаете это лучше, чем если вы не можете.

Продолжаем физкультметафоры. Представьте, вы хотите подтянуться 20 раз. Есть лёгкий способ: сделать 20 подходов по одному разу. Подтянулся-спрыгнул-отдохнул-подтянулся-спрыгнул-отдохнул. Но это халтура. Так не становятся чемпионами. Это, конечно, сделает вас немного сильнее, но сравнивать вас со спортсменом, который может подтянуться 20 раз за один подход, будет смешно для окружающих и больно для вашей самооценки. При этом, даже делая те же 20х1, он будет летать, потому что имеет за спиной хороший запас силы и выносливости. Вот так же и в музыке.

Я исхожу из идеи, что нужно быть не просто отличным музыкантом, а лучшим. А быть лучшим — это многие жопочасы, проведённые за оттачиванием мастерства. А не часы, проведённые в студии за спиной звукорежиссёра, выравнивающего очередной кривой тейк и склеивающий гитарное соло из гаммы.

Классика.

Начинающий гитарист записывается в студии. 6-й час записи, время 12 ночи. Звукорежиссёр в депрессии. Кофе кончился, сигарет нет, надежды нет. Надоело ему это все, и он говорит:
— Всё, хорош. Ну, не получается у тебя. Ты хоть гамму можешь сыграть?
— Могу, конечно!
— Тогда сыграй гамму, а я потом нарежу!

И один из способов повышения уровня — это как раз пытаться исполнить всю программу одним тейком. Для начала, конечно, нужно брать посильные задачи. Если вы раньше писались тейками по 4 такта, и вообще, впервые задумались о том, что можно писаться бОльшими блоками — работайте над тем, чтобы исполнять одним тейком целые куплеты. Если куплеты не проблема — всю песню. Когда любая песня не проблема — составляйте программу (осмысленную, реалистичную) и исполняйте её. Где? Дома, на репбазах, в подъезде, на крыше — везде, где это возможно для вас. Именно такие жопочасы поднимают уровень.

Что встанет у вас на пути? Есть такая проблема, особенно у начинающих музыкантов, особенно у рэпперов — непродуманность вдохов. Автор даже когда текст пишет — пишет его тейками! Это как? А так — написал 4 строки (вдох взял перед ними), пробубнил себе под нос — и типа всё ок, смысл крутой, рифмы тащат. Потом пишет следующие 4 строки. Так же — взял вдох, пробубнил, всё ок. А то, что у него уже после первого четверостишия объём лёгких станет отрицательным, он не учитывает.

И поэтому когда на записи он начинает читать свой текст с максимальной подачей — опаньки, дыхание кончается где-то на середине 3-й строки. И даже бедные 4 строки — и те приходится дробить на 2 тейка. Потом следующие 4 — и та же история. И куплет из 16-ти строк получается сшитым из 8 кусков по 2 строки, и звучит это обычно как сборник двустиший. И это в лучшем случае.

А в худшем тейки часто не клеятся между собой, и приходится брать куски из других тейков и нарезать по слогам и по буквам. Это и запись тормозит, и настрой сбивает, и для звукорежиссёра удовольствие то ещё. А зачем вам ввергать в депрессию человека, который работает с вами? Все любят работать с интересными проектами, и никто не хочет возиться с музыкантами, у которых ничего не получается.

Бывает, конечно, что вы изначально выбрали не того человека, и ему просто не интересно ваше творчество, но бывает и так, что вы сами из раза в раз наводите на него уныние, и его вялая реакция на работу вами же и вызвана. То, что при хорошем уровне делается с удовольствием за 5-6 длинных сочных тейков за 5-10 минут, при слабом уровне растягивается на часы изматывающей работы. Вымучиваются двустрочия, соляки пишутся по одному такту, отслушиваются склейки и происходит всякая такая техническая ерунда, которая, конечно, может иногда присутствовать в работе музыканта, но точно не является нормой.

Вдохи — это часть текста. Если для вас эта проблема актуальна — вписывайте их в текст своим личным спецсимволом. Я в своё время помечал места для вдохов звёздочками * и подчёркиваниями _. Соответственно, короткий быстрый вдох или большой. Постепенно я просто стал запоминать места, где я должен брать вдохи — оказалось, в этом нет ничего сложного, это просто был вопрос практики.

Вдохи — это лишь одна из наиболее явных проблемных точек. Очень многие наступают на эти грабли, поэтому я вынес их отдельно. А более мелкие ошибки, вылезающие при исполнении одним тейком, вам нужно будет искать у себя самостоятельно. Например, наслоение тейков. Это когда ты закончил читать/первые первые 4 строки, а тебе уже надо начинать следующие. Это проблема текста, его нелайвовость, и решать её надо не тейками, а редактированием текста.

Простой и отличный метод для поиска этих мелких ошибок — записывать себя и слушать. Услышать себя со стороны — бесценно!

Для всего остального есть MasterCard.

Для студийной работы в первую очередь нужно, конечно, аудио. Если же речь о выступлении — видео. Идите на репбазу, ставьте камеру там, где должен быть зал, и пойте в камеру, как людям. И потом отсматривайте снятое. С болью, слезами и кровью из глаз, и осознанием бессмысленности своего существования :))) Выписывая/запоминая тупые жесты, жуткие затянутые паузы, бегающий взгляд, нечеловеческие выражения лица или ситуации, когда все музыканты почему-то встают спиной к «залу», настраивают гитары, шутят и переговариваются, забив на условную публику, или наоборот — демонстрируют абсолютную окаменелость всех выступающих и инсультные однотипные бессмысленные жесты и движения.

В своё время я всё это делал. Записывал, снимал, слушал, смотрел, бился в истерике. По результатам унижающих мою самооценку просмотров я создавал длиннющие списки вещей, над которыми надо работать — и работал. Постепенно списки сокращались, и сейчас если я что-то нахожу, это единичные точечные мелкие косяки или наоборот нечто глобальное-преглобальное, но тоже что-то одно. Нормальная такая самостоятельная работа над ошибками.

Естественно, самостоятельная. Никому, кроме нас, наши ошибки не нужны. Фанаты большую часть из них не заметят или не осознАют, у них обычно есть либо «нравится», либо «не нравится» (и это норма), коллеги заняты своими ошибками, плюс научены на опыте правилу «не лезть к другим музыкантам с советами и мнением, если тебя не спрашивали». Кому-то из коллег могут мешать низменные эмоции вроде зависти, или же у него слишком другая колокольня, то бишь, слишком другие вкусы и другое видение, чтобы нам могли пригодиться их советы. А кроме них кому ещё охота копаться в наших фейлах? Особенно при том, что сейчас поют 9 человек из 10. Не удивлюсь, если консьержка моего подъезда однажды поднимется ко мне чтобы записать альбом с названием типа «Мой дом — моя крепость». Поэтому мы и должны работать над своим совершенствованием сами.

Напоследок я поделюсь своим правилом, которое логично вытекает из посыла статьи. Когда пишешь трек — пиши его для лайва. Даже если пишешь только для записи. А признаком правильно написанного трека будет то, что ты сможешь исполнить его без единой запинки, а после у тебя не будет сбито дыхание. Что означает, что следом ты сможешь исполнить следующий трек, а уж как тебе будет легко на записи — это вообще словами не передать)

 

Источник: http://100atm.ru/articles/na-tekhnologii-nadeysya-a-sam-ne-ploshay/