10 студийных методик, расширяющих звучание микса

То, как широко некоторые элементы звучат в миксе может иметь решающее значение для композиции. Расширение стереосаунда самых важных частей песни (вокала, синтезаторных хуков и т.д.) может иметь ключевое значение для всего проекта.

Расширение звучания композиции является довольно частой проблемой начинающих музыкантов. Мы решили собрать десять техник и приемов, которые помогут устранить «зажатость» микса.

Стереоайзеры

Плагины такого типа можно назвать самым простым решением. Суть их работы, говоря простым языком, заключается в том, чтобы максимально расширить аудиосигнал за счет использования центрального моно-сигнала.

Возможности и принципы работы подобных плагинов различаются в зависимости от самого продукта. Одни используют манипуляции с задержкой сигнала или короткую реверберацию, другие комбинируют техники фильтрации и питчшифтинга. Исходя из этого, стоит понимать, что все подобные плагины имеют разный итоговый эффект.

Найти подходящий плагин может оказаться не простой задачей. Попробуйте несколько разных разработок и сравните результаты их работы. Посоветовать конкретные плагины достаточно сложно, все зависит от ваших личных предпочтений. Начать поиски подходящего плагина можно, к примеру, с плагина NUGEN Audio Stereoizer.

Автопанорамирование

Плагины для автопанорамирования дополнительно перемещают левый и правый аудиоканалы по стереопанораме в зависимости от настроек. Собственно, расширение микса достигается за счет постоянных перемещений левого и правого канала.

Увеличение соотношения панорамы и микса заставляет аудиосигнал активнее двигаться из одного канала в другой и обратно, что пойдет на руку перкуссии или сигналам с большим количеством сустейна. Уменьшение данного соотношения может привести к более тонким и едва уловимым результатам.

Найти VST-плагин для автопанорамирования также не столь легко. Начните свои поиски с запроса наподобие «auto panner vst»: в интернете можно найти много как бесплатных, так и платных вариантов.

В конце концов, автопанорамирование можно сделать и самостоятельно за счет автоматизации панорамы плагина реверберации.

Реверберация

Стереореверберация — это классический эффект для расширения «узко» звучащих треков. Реверберацию можно назвать очевидным эффектом, помогающим в расширении микса.

Так или иначе, но реверберацию можно и нужно использовать для расширения звучания. Несомненным плюсом использования эффекта окажется факт того, что реверберация никак не изменяет исходный сигнал.

Реверб хорошо работает на любых звуках, но самым эффективным его применение будет на перкуссионных инструментах, где «остаточный» хвост эффекта может создать ощущение легкости.

Дабл-трекинг

Дублирование дорожек обычно ассоциируется с записью вокала или гитары. Несмотря на это дабл-трекинг можно назвать одной из самых популярных техник в достижении более широкого звучания аудиотреков.

В самом простом варианте дабл-трек выглядит следующим образом: партию инструмента записывают два раза, помещают на разные дорожки, которые панорамируются полностью противоположно друг другу. Две дорожки играют одну и ту же партию, но звучат непохоже, ведь это два совершенно разных сигнала.

Подобную технику можно использовать по-разному. Попробуйте записать две дорожки, отличные по тону и тембру, а затем развести их по двум сторонам в миксе. Можно записать и больше дорожек, после чего аккуратно расположить их по всему стереополю.

Модуляция

Эффект модуляции, подобно хорусу, фейзеру и фленджеру использует короткую задержку и манипуляции с фазой сигнала для достижения результата. Большинство плагинов модуляции работают в стерео, располагая разный сигнал в левом и правом канале.

При этом модуляция может оказаться эффективным подспорьем в вопросе расширения звучания как отдельного элемента песни, так и всего микса в целом. Правда, стоит быть аккуратным при ее использовании, так как модуляция изменяет тембр исходного сигнала. Манипуляции с тембром хорошо подойдут для пэдов или барабанных лупов, но не в тех случаях, когда требуется максимально сфокусированный звук.

Дилэй и эффект Haas

Еще одной распространенной техникой расширения стереополя является использование дилэя. Обычно используются две копии исходного сигнала, обработанные дилэем и спанорамированные строго в правом и левом канале.

Эффект Haas применяется несколько иначе: одна копия сигнала звучит строго в левом канале, другая — в правом, но одна из копий дополнительно обрабатывается дилэем с задержкой до 30 миллисекунд. В результате получается, что мы слышим не два различных аудиосигнала, а один широкий общий сигнал.

Проблема дилэя заключается в том, что пользоваться им нужно с умом: аудиодорожка при проигрывании в моно может звучать совсем иначе. Поэтому стоит разбавить два спанорамированных сигнала суммирующим третьим моно-сигналом, расположенным строго по центру микса.

Разделение контрастирующих звуков

Расширить стереозвучание можно за счет использования двух совершенно разных по тембру партий инструментов, играющих одно и тоже. В чем-то подобный прием напоминает дабл-трекинг: контрастирующее звучание одного инструмента разводится максимально влево и вправо по панораме, что расширяет общее звучание.

Разная эквализация левого и правого канала

Суть приема заключается в том, чтобы несколько усилить некоторые частоты в одном канале, но ослабить их в другом. Это создаст контраст между двумя каналами и ощущение более широкого звучания.

К примеру, у нас есть две дорожки гитары, одна из которых спанорамирована полностью влево, а другая — полностью вправо. Мы вырезаем частоты в каком-то диапазоне в левом канале, но прибавляем их в правом. Можно также попробовать вырезать и прибавлять частоты на абсолютно идентичные значения: вырезали на -5dB слева, значит прибавили +5dB справа.

К подобному приему можно прибегать в дополнение к дабл-треку или разделению контрастирующих звуков для достижения еще более широкого саунда.

Микросдвиги

Расширить звучание можно за счет микрошифтинга — микросдвигов двух дорожек. Применять данный прием можно как к конкретному инструменту, так и ко всему миксу.

Суть приема заключается в том, чтобы получить две абсолютно идентичные аудиодорожки одного инструмента, которые спанорамированы полностью в правый и левый каналы, соответственно. Затем одна из дорожек сдвигается по временной линии на сотые доли секунды, что приводит к эффекту несколько похожему на дабл-трек. Можно пойти и другим путем, увеличив длительность одной из двух дорожек по времени на крайне малые значения.

Микросдвиги можно делать самостоятельно, на рынке и в интернете можно найти огромное количество плагинов, производящих все операции в автоматическом режиме на основе заданных параметров.

Наложение моно и стерео

Расширить саунд какого-либо инструмента можно за счет смешения моно и стереосигналов. К примеру, имея моно-дорожку рабочего барабана, стоит добавить к ней стереодорожку с «широким» барабаном, отличным по звучанию (может быть даже электронным).

Расположив слои между собой должным образом, можно заметить, что итоговый саунд рабочего барабана стал значительно шире в миксе.