Тема уровня звукового давления (SPL) на концертах часто возникает в разговоре с профессионалами в аудио. Не существует внятных правил, все локальные компании устанавливают их сами для себя. Учитывая все разговоры на эту тему, думаю, будет поучительно познакомиться с мнением опытного звукоинженера (и владельца компании Rat Sound Systems) Дэйва Рэта.

Кит Кларк, LSI: Не слишком ли высок уровень звукового давления на большинстве поп/рок-концертов?

Дэйв Рэт: В отношении мнения, основанного на относительной шкале – «слишком громко, слишком мягко, слишком быстро, слишком опасно», и так далее, я должен сказать: «это зависит от». Если мы соглашаемся, что цель рок-концерта — собрать людей, чтобы поделиться захватывающим и незабываемым опытом, и если мы соглашаемся, что насыщенные человеческие сенсорные ощущения могут повысить уровень погружения в той или иной ситуации, то это значит, что высокое звуковое давление будет полезно для достижения высокого уровня погружения. На высоких звуковых уровнях мы можем «прочувствовать» музыку, в то время как другие факторы, кроме слуховых, маскируются.

IMG_0766Так же, как ускорение на американских горках, или одновременное «гол!» на спортивных соревнованиях повышают наш уровень волнения и сужают фокус восприятия того, что мы в настоящее время видим, чувствуем и слышим, так же действует и насыщенность чувств на рок-концерте. Яркий свет, громкая ритмичная музыка, масса людей, собранных вместе с общей целью и желанием, объясняет, почему концерты распространились и существуют в каждом уголке планеты. Так что на вопрос о слишком высоком уровне громкости, мой ответ: да, грубый, плохо смикшированный звук всегда воспринимается как слишком громкий. Но не нужно обобщать, что громко – всегда плохо. Мой опыт говорит об обратном.

Так нужно ли нам беспокоится о SPL на концертах?

Я считаю, что мы должны беспокоиться о SPL в аэропортах, на автогонках и стрельбищах. Мы должны быть обеспокоены скоростью и силой притяжения на американских горках, громкостью, с которой кричат болельщики на спортивных мероприятиях. Мы должны быть обеспокоены давлением ветра на наши уши во время езды на мотоцикле или при поездке по шоссе в кабриолете. Я также считаю, что последствия длительного воздействия высоких уровней звукового давления и изменения давления при выполнении полетов на коммерческих самолетах несравнимы с давлением на концертах, и последние меркнут по сравнению с давлениями и опасностями для нашего слуха во время подводного плавания. И я верю, что если при посещении рок-концерта люди должны быть осведомлены и обеспокоены SPL, то так же они должны быть осведомлены и во всех вышеперечисленных ситуациях, пусть правила применяются ко всем опасностям одинаково.

Осознавать воздействия на слух мудро, но думаю, что муниципальные правила, ориентированные чисто на рок-концерты — это очень избирательно, особенно учитывая, что средства защиты органов слуха довольно распространены и стоят недорого. Когда холодно, мы надеваем куртку, когда солнечно, мы применяем солнцезащитный крем, и когда идет дождь, мы используем зонт. Если мы летим на реактивном самолете, находимся на авто-гонках, или посещаем рок-шоу, и это слишком громко для нашего личного уровня восприятия — используйте беруши. Это не сложно.

Как ты думаешь, почему так много внимания уделяется SPL именно на концертах в сравнении с другими событиями и представлениями?

Хороший вопрос. Это странно для меня – почему никто не фокусируется на SPL во время автогонок или NASCAR? Когда-нибудь там были? Вот это громко! А в прошлом сезоне NFL у них был конкурс «самый громкий стадион», на самый громкий крик от болельщиков и один стадион выиграл, достигнув значения более чем 135 дБ. Не имеет ли смысл сосредоточиться на снижении этих уровней?

Я считаю, что внимание к концертам зависит от нескольких факторов. Помните Битломанию? Ну, я тоже не помню напрямую, но я читал, что все опасения были по поводу того, что «длинноволосые» играют музыку. Может, это немного натянуто, но мне кажется, что в каждом поколении старшие и более консервативные люди имеют предубеждение против молодого поколения, собирающегося в группы. Пожалуй, это одна из причин того, что громкость на рок-концертах вызывает озабоченность, в то время как громкость на спортивных событиях, похоже — не проблема.

Как ты думаешь, будут ли какие-нибудь действия правительства в отношении SPL на концертах? Если да, то что это может быть?

Надеюсь, не будет действий. А если они примут меры, буду надеяться, что они не будут лицемерными и предвзятыми. Сначала они должны запретить подводное плавание и поставить глушители на драгстеры. Далее они должны запретить катание на лыжах и теннис, потому что это общеизвестный факт, что теннисисты могут получить «теннисный локоть», а лыжников сопровождают травмы колена. Аневризма мозга случается на «американских горках», поэтому они должны обеспечить соблюдение скоростного режима на аттракционах.

Я думаю, вопрос о защите людей от громкости на рок-концертах следует рассматривать в том же свете, как закон о вело-шлеме. В том плане, чтобы позволить людям самостоятельно принимать решения о своем теле – хотя явно рок-концерт является ничтожной опасностью по сравнению с травмами головы.

Если правительство примет меры, единственное, имеющее смысл — это объявить, что бесплатные беруши будут доступны на всех концертах. Применять их, или не применять — будет делом самого человека, или родительского контроля. Я думаю, что подготовка к предсказуемым ситуациям очевидна, так что те, кто идет на рок-концерт, наверное, должны принести беруши, та же, как кто-то, кто отправился гулять в холодную погоду, наверное, должен надеть пальто.

Важно также отметить, что законы, похоже, делятся на две категории. Во-первых, правительство пытается защитить людей от вредного влияния на их органы, принимая законы, а во-вторых, есть местные законы, которые ограничивают громкость с целью защиты имущественных ценностей и уменьшения беспокойства для близлежащих домов и предприятий.

Ты носишь средства защиты органов слуха, когда работаешь на шоу? Ты проверяешь регулярно свой слух?

Я редко бываю на концертах, если не работаю, но когда иду, либо беру с собой беруши, или использую какой-то самодельный вариант с бумагой и водой (это работают очень хорошо).

При микшировании на гастролях я стараюсь настроить первые три песни без берушей, но затем использую их в большинстве шоу, удаляя периодически, чтобы убедиться, что микс не отклонился от желаемого тонального баланса. Когда я делаю знакомое шоу, я не беспокоюсь насчет микса слишком часто.

Я периодически проверяю слух. Я имел массивное высокоуровневое влияние звука на протяжении последних трех десятилетий, и есть определенные потери слуха, но ничего лишнего, и трудно определить, что является воздействие сопутствующих факторов, а что связано с возрастом.

Меня больше интересует, чтобы любое смещение моего слуха не повлияло на тональный баланс моих миксов. Мои уши поддерживают меня намного лучше, чем другие части моего человеческого тела: вывихнутые суставы, сломанные лопатки, сломанные ключицы, проблемная поясница из-за проблем с серфингом требуют гораздо большего внимания.

Расскажи о своем опыте общения с SPL-полицией во время гастролей за рубежом.

Я больше склоняюсь в сторону формирования осознания, чем принуждения людей. Я микшировал, наверное, сотни фестивалей и концертов с ограничением SPL на протяжении многих лет, большинство из них в Европе/Великобритании.

Я, собственно, не против разумного ограничения SPL в жизни. Мой опыт говорит о том, что мне редко приходится превышать пределы, а также — я наслаждаюсь, находя способы, чтобы обойти ограничения, когда они носят чрезмерно ограничительный характер.

За редким исключением, мой опыт общения с SPL-полицией обычно положителен. Я считаю своим долгом представиться чиновникам и задать вопросы, чтобы определить, какое давление они будут мониторить, а также постараться как можно четче понять максимальные пределы и временные периоды. По моему опыту, большинство SPL-ограничений — результат деятельности жителей близлежащих районов.

Если есть ограничение уровня громкости в каком-то месте, что я полностью разделяю, и они описаны внятными параметрами, то у каждого Артиста есть выбор: играть или не играть в этом месте. И если они играют, то ограничения являются частью приключения. Все хорошо.

У тебя есть стратегии для поддержания определенного уровня на площадках, где это определено местным законом?

IMG_3240Я рассматриваю каждую ситуацию независимо. По своему опыту знаю, что многие попытки регулировать SPL являются неуклюжими, ошибочными и ущербными. Одна из причин заключается в том, что законы и правила любят использовать «А»-взвешенное измерение, так как оно отсекает шум ветра и фокусируется на наиболее чувствительной части человеческого слуха. Хотя это и имеет смысл для защиты людей от прямого воздействия высокой громкости, чаще оказывается, что многие ограничения обусловлены тем, что жители соседних домов пытаются уменьшить концертный «бух-бух-бух!» в своих домах.

Поэтому вопрос о влиянии на жизнь общины, на котором настаивают «законы/ограничения» фактически игнорирует низкочастотную энергию, распространяемую на большие расстояния, и которую игнорируют «А»-взвешенные замеры. Даже если применять «С»-взвешенные измерения, то там тоже можно найти много гибкости, ибо микс может быть очень тяжелым, или с очень ярким басом, и все скажется на результате SPL-измерений.

Только когда сущность мониторинга сузится до определенных диапазонов частот, которые создают жалобы, в сочетании с наличием измерительных приборов в соответствующих местах, мы сможем получить истинный контроль над этими вопросами. К сожалению, это также может означать, что погодные условия и другие факторы нужно ввести как переменные, которые влияют на повторяемый SPL внутри площадки.

Так просто, для безопасности, установить очень низкий максимальный SPL, но эта идея возвращает нас к мысли, что мы потеряли повод и причину для посещения концерта: собраться людям вместе и поделиться захватывающим и незабываемым опытом.

В плане реальных практических стратегий — у меня их есть куча, начиная от замены полярности сабов с одной стороны, чтобы уменьшить нижний уровень, пока измерительный микрофон работает, до того, чтобы встать перед измерительным микрофоном в момент измерения. Также весьма убедительно сработала бутылка хорошего вина, разделённая с SPL-полицией на стадионном концерте в Италии несколько лет назад.

Беседовал Кит Кларк.